Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга Бытия, Глава 1, стихи 1-13

01 В начале сотворил Бог небо и землю.

02 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

03 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

04 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

05 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

06 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

07 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

08 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

09 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В одной из молитв, предваряющих таинство крещения, священник говорит о том, что Бог сочиняет творение. Слово это в таком контексте необычное, но по сути очень верное. Бог — поэт и творение мира для Него не рутинная работа ремесленника, но подлинное творчество. Это означает, что текст, который мы слышали, вполне можно считать текстом поэтическим, предполагающим разные уровни смыслов от буквального до аллегорического.

Этот текст обращен к народу, вышедшему из плена, в котором он находился не одно столетие… К народу, который лишь надеется получить землю, но на тот момент не имеет ничего. Кроме веры в то, что Бог, Который их призвал не просто один из богов, но единственный, к кому вообще может применяться это слово. И в основе этой веры лежит именно сегодняшнее повествование. При этом сам рассказ очень необычен. Те, к кому он был обращен привыкли, что религия подробно рассказывает о богах, но здесь все иначе.

Дело в том, что по-еврейски библия начинается со слова берешит — в начале, которое соответственно начинается с буквы бейт. Но бейт — это вторая буква алфавита, а не первая. Начиная рассказ о творении мира со второй буквы, Моисей как свидетельствует о том, что Бог как начало всего, Сам находится за гранью сотворенного им мира, Он существует до его начала, до возникновения материи, а значит пространства и времени. Во-вторых, сказать, что в начале Бог сотворил Небо и Землю для древнего еврея означало то же, что сказать В начале Бог создал все. Последующие рассказ можно считать лишь раскрытием этой главной идеи: Бог единственный источник мира, нет никого и ничего, что было началом вместе с Ним. Мир — это Его инициатива, Его решение, а значит и то, что по-человечески называется словом ответственность. И это очень важно, ведь одновременно с созданием этого рассказа — Бог поддерживает народ, спасает их от фараона, кормит и поит в пустыне… Цель же этого всего одна: убедить людей не только в Его всемогуществе, но и в Его верности тем отношениям, тому завету, который они заключили у горы Синай. Но начинается эта верность с того, что само сотворение оказывается исполнено любовью. Ведь Дух Божий согревает своим теплом зарождающуюся вселенную. И рефреном мы слышим слова о том, что Бог сотворяет хороший мир, то есть заботится о нем.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!