Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1-34,44-56

01 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

02 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.

03 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

04 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.

05 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

06 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

07 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

08 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,

09 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.

10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,

14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;

15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;

16 итак, наказав Его, отпущу.

17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.

18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.

19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.

21 Но они кричали: распни, распни Его!

22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.

23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

24 И Пилат решил быть по прошению их,

25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,

29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,

51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,

52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова;

53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.

54 День тот был пятница, и наступала суббота.

55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;

56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Безусловно, это самый драматичный и тяжелый как для прочтения, так и для понимания отрывок Евангелия от Луки. Как, к примеру, можно понять относительно простой эпизод из этого отрывка — всенародное требование освободить Варавву? Апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет, что Варавва был разбойником (Ин. 18:40). Другие евангелисты говорят приблизительно о том же самом, в частности, евангелист Лука пишет, что Варавва был под стражей «за произведенное в городе возмущение и убийство». На основании этого можно решить, что Варавва был каким-то вполне заурядным душегубом. А потому особенно странно и дико воспринимается всеобщее желание видеть этого человека свободным. Ведь если он убил один раз и не был наказан, то неужели он остановится и в какой-то момент не решит совершить еще одно или несколько убийств? Но в том то и дело, что Варавва не был обычным злодеем. Он был идейным борцом, этаким партизаном, он боролся против ненавистного иудеям Римского государства, был воинствующим радикальным государственником. По этой причине он был симпатичен толпе, ну а римский наместник Понтий Пилат должен был выполнить обычай и отпустить кого-нибудь на свободу. Широкая общественность ждала, что Христос будет, прежде всего, лидером национального освободительного движения, но, поняв, что произошла ошибка и ничего подобного от Христа ждать не приходится, публика Его отвергла в пользу простого и понятного борца за свободу в ее политическом понимании — в пользу Вараввы.

Может показаться странным то, как быстро произошла эта перемена: ведь буквально за несколько дней до этого Христос в воротах Иерусалима был встречен ликующим многоголосием. Обычно говорят о человеческой изменчивости — тот, кем вчера восхищались, сегодня может стать предметом для всеобщих насмешек и издевательств. Вообще, конечно, так, — это известная особенность любого человеческого сообщества. Но в Евангелии мы видим иную картину. Дело в том, что те, кто требовал Варавву и те, кто встречал Христа при входе в Иерусалим — разные люди. Об этом свидетельствует апостол Лука, он пишет: «все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк. 19:37–38). То есть это были те люди, которые сопровождали Христа, возможно, они пришли с Ним из Галилеи. А Варавву требовали совсем другие, те, кто знал о его заточении под стражу, те, кто был внутри столичной политической борьбы. Христос им был глубоко безразличен, настолько, что в конечном итоге они без всякого сожаления решили убить Воплощенного Бога ради мнимых политических свобод.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!