Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1-34,44-56
Безусловно, это самый драматичный и тяжелый как для прочтения, так и для понимания отрывок Евангелия от Луки. Как, к примеру, можно понять относительно простой эпизод из этого отрывка — всенародное требование освободить Варавву? Апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет, что Варавва был разбойником (Ин. 18:40). Другие евангелисты говорят приблизительно о том же самом, в частности, евангелист Лука пишет, что Варавва был под стражей «за произведенное в городе возмущение и убийство». На основании этого можно решить, что Варавва был каким-то вполне заурядным душегубом. А потому особенно странно и дико воспринимается всеобщее желание видеть этого человека свободным. Ведь если он убил один раз и не был наказан, то неужели он остановится и в какой-то момент не решит совершить еще одно или несколько убийств? Но в том то и дело, что Варавва не был обычным злодеем. Он был идейным борцом, этаким партизаном, он боролся против ненавистного иудеям Римского государства, был воинствующим радикальным государственником. По этой причине он был симпатичен толпе, ну а римский наместник Понтий Пилат должен был выполнить обычай и отпустить кого-нибудь на свободу. Широкая общественность ждала, что Христос будет, прежде всего, лидером национального освободительного движения, но, поняв, что произошла ошибка и ничего подобного от Христа ждать не приходится, публика Его отвергла в пользу простого и понятного борца за свободу в ее политическом понимании — в пользу Вараввы.
Может показаться странным то, как быстро произошла эта перемена: ведь буквально за несколько дней до этого Христос в воротах Иерусалима был встречен ликующим многоголосием. Обычно говорят о человеческой изменчивости — тот, кем вчера восхищались, сегодня может стать предметом для всеобщих насмешек и издевательств. Вообще, конечно, так, — это известная особенность любого человеческого сообщества. Но в Евангелии мы видим иную картину. Дело в том, что те, кто требовал Варавву и те, кто встречал Христа при входе в Иерусалим — разные люди. Об этом свидетельствует апостол Лука, он пишет: «все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк. 19:37–38). То есть это были те люди, которые сопровождали Христа, возможно, они пришли с Ним из Галилеи. А Варавву требовали совсем другие, те, кто знал о его заточении под стражу, те, кто был внутри столичной политической борьбы. Христос им был глубоко безразличен, настолько, что в конечном итоге они без всякого сожаления решили убить Воплощенного Бога ради мнимых политических свобод.