Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 39-42,45-71, Глава 23, стихи 1. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 39-42,45-71

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.

61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62 И, выйдя вон, горько заплакал.

63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65 И много иных хулений произносили против Него.

66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1

01 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Не может быть сомнений в том, что апостол Петр был очень мужественным человеком. Его мужество, его решимость, его отвага были множество раз засвидетельствованы в годы земной проповеди Христа. Он был готов бороться и умереть, когда его Учителя пришли заключить под стражу. Его путь закончился мученически — он был распят за проповедь Евангелия. Но жизнь апостола Петра была омрачена предательством. Внезапно самый горячий и самый верный из апостолов становится предателем. Внезапно это было и для него самого. Он не ожидал от себя ничего подобного, он на самом деле был готов, если то будет необходимо, умереть за Христа и со Христом. В том, что его намерения были серьезны, сомневаться не приходится, ведь в конечном итоге он был убит именно так — за Христа. Поэтому история отречения апостола Петра очень важна, она показывает, что ни у кого нет и не может быть гарантии, что в какой-то момент он не станет отступником. Происходит это всегда внезапно и всякий раз неожиданно. Как для самого человека, так и для его окружения. Отречение при этом может иметь самые разные формы и происходить совершенно различнымим путями. По большому счету, любой грех — это точно такое же отречение от Христа, которое случилось с апостолом Петром. Можно было бы сделать оговорку — любой сознательный грех. Но это не совсем так, ведь в момент троекратного уверения, что апостол не знает Христа, Петр не вполне понимал, что именно он делает. Его действия не были какой-то спланированной акцией. Осознание пришло лишь после Христова взгляда и на фоне очередного пения петуха. Только тогда Петр смог сопоставить свои слова со словами Христа, которые были сказаны ему за несколько часов до этого. Если бы не было петуха и если бы не было взгляда Христа, то, возможно, факт отречения остался бы незаметным не только для нас, но и для самого апостола. Это были бы просто слова, о которых забываешь уже через несколько секунд после их произнесения.

Но если подобное случилось с тем, с кем не должно было случиться, то не означает ли это, что вообще любой грех — это не то, что происходит только лишь по нашей воле? Воли апостола Петра в его отречении уж совершенно точно не было. Его воля была другая. Но сделал он именно то, что сделал. Он пал, но позже Христос его простил, простил без всяких условий. Просто простил и все.

Так происходит с каждым из нас, Бог нас прощает. Просто прощает.

Самому простить себя значительно сложнее. Об этом тоже свидетельствует и личный жизненный опыт каждого сознательного христианина, и опыт апостола Петра. Прощение самого себя должно проявляться в действии, опять же, таком действии, которое было у апостола — он отрекся, но после получения прощения от Бога он был предельно внимателен к самому себе и шел в своем исповедании Христа до конца.

А еще сложнее простить другого. Особенно сложно оказалось это делать сейчас — в эпоху информационной открытости, когда любое неаккуратное слово или же постыдное действие становятся известны всем практически мгновенно. Более того, однажды сказанное навсегда остается в информационном пространстве, всегда можно отыскать не те слова и не те поступки другого, и поставить на него клеймо грешника, невзирая на то, что человек уже давно изменил свой образ мысли и изгладил свои падения покаянием.

Богу же всегда было и всегда будет доступна вся полнота информации о каждом из нас.

Но он умеет прощать. И Он же призывает нас быть подобным Ему в том числе и в этом умении. Он призывает нас прощать и уметь забывать грехи и падения других людей.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!