Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40; Глава 22, стихи 7-39. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40

29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,

30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;

31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.

32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

34 Они отвечали: он надобен Господу.

35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 7-39

07 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

08 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

09 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,

11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,

15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,

16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,

18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;

22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.

25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,

29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,

30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,

32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;

37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Господь Иисус Христос безусловно отвергал все виды насилия. Но только что мы услышали адресованный апостолам призыв: «продай одежду свою и купи меч». Есть некоторый соблазн сделать из этих слов вывод, что при определенных обстоятельствах, в частности, при тех обстоятельствах, которые стали реальностью после взятия Христа под стражу, использование физической силы для защиты самого себя и дела евангельской проповеди становится не только возможным, но и нужным богоугодным делом. Это, конечно же, не так: в параллельном месте Евангелия от Матфея в описании ареста Христа содержатся Его слова: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52).

Но здесь становится совершенно непонятно, к чему вообще были слова про покупку меча. Ясно лишь, что этот призыв имеет символический характер и его нельзя понимать буквально. А связан он, если судить по ряду авторитетных толкований, с изменениями условий проповеди. В первую очередь, с изменением ее географии. Сам Христос, как мы знаем, почти не покидал пределы иудейского мира. Если у Него и были какие-то пересечения с язычниками, то это были случайные встречи. Конечно, «случайные» — не вполне корректное слово, говорить о случае в жизни Воплощенного Бога довольно странно. Сам Христос говорил, что Он не будет проповедовать и исцелять за пределами тех мест, где исторически проживают Его соплеменники — евреи. Достаточно вспомнить Его ответ хананейской женщине: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24). Господь довольно строго следовал этой парадигме. Да, Он оказывал милость всем, но при этом к язычникам специально не шел. Но после Своего Воскресения Он послал к ним апостолов. А язычники — это принципиально другая среда, это не проповедь среди своих, среди тех, кого можно в той или иной степени считать родственниками, кто живет в той же самой системе ценностей, кто ждет того же, кто мыслит так же, как мыслили апостолы. Поэтому Евангелие не доносит до нас случаев насилия по отношению к апостолам во время земного служения Христа. Они шли с пустыми руками и открытым сердцем, им нечего было бояться, их слушали, их кормили, им давали ночлег именно как близким и понятным людям. С ними не всегда соглашались, но никто не проявлял по отношению к ним открытой агрессии.

После же взятия Христа под стражу и после выхода проповеди за пределы Израиля ситуация изменилась радикальным образом. Во-первых, их Учитель был осужден, а это означает, что израильское общество сделало вывод: эти люди и их учение нам чуждо, они были нашими, но теперь они чужаки. Во-вторых, исполняя волю Христа, апостолы вышли за пределы Израиля к не менее враждебно настроенным язычникам. Значит, и настроение, с которым апостолы шли со своей проповедью, должно быть иным. Нет, это не отменяет сути — проповедь все о том же, она так же чиста, апостолы все так же идут без оружия и все так же не защищают самих себя, но теперь, помимо кротости и мудрости, им необходимо еще и мужество. Такое мужество, которое можно сравнить по силе и крепости с крепостью меча.

Этот Христов призыв все еще актуален, он, как кажется, будет актуален всегда: любому христианину в равной степени, наряду с кротостью и мудростью, необходимо еще и мужество. Но никак не меч в буквальном смысле этого слова.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!