Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 1-15. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 1-15

01 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

02 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.

03 И первосвященники обвиняли Его во многом.

04 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.

05 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

06 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.

07 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.

08 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.

09 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.

12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?

13 Они опять закричали: распни Его.

14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.

15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Сегодняшний Евангельский отрывок описывает суд над Христом, который состоялся во дворе дома римского прокуратора Понтия Пилата. Если найти аналог его должности в современном мире, то, пожалуй, перед нами кто-то вроде полномочного представителя президента. На оккупированной территории Палестины Пилат представлял Римскую империю. Зачем Спасителя привели к нему? Дело в том, что иудеи не имели право казнить людей самостоятельно. Именно разрешение на казнь они и хотят получить у прокуратора. Но как это сделать? Римлян не особо интересовали споры между иудеями на различные богословские темы. А потому, обвинения в богохульстве выглядели бы для Пилата смешными и незначительными. Другое дело — политическая статья. Дело в том, что мятежи против оккупантов случались в Иудеи довольно часто. Повстанцы нападали как на самих римлян, так и на тех, кто им помогал или был лоялен. Обстановка была весьма напряженной. Римским начальникам приходилось жить в страхе за свою жизнь. А потому, чуть дело касалось вопросов политики, ему уделялось самое пристальное внимание. Прекрасно зная об этом, иудеи обвиняют Христа в том, что он делает себя иудейским царем, то есть, готовит очередное восстание. Так ли это, Пилат и спрашивает у Спасителя. Господь, который не имели никаких притязаний на политическую власть, отвечает: «ты говоришь». Это что-то вроде пожатия плечами. Дескать, «это твои слова, Пилат, Я на это никогда не претендовал, так как царство Мое не от мира сего». На этом их диалог прекращается. На все вопросы Христос отвечает молчанием.

Почему же Господь не оправдывается? Ведь от Пилата зависит Его судьба. Ведь прямо сказано, что Пилат искал повода Его отпустить. От Него требовалось лишь несколько слов в Свою защиту. Безусловно, это не молчание растерянности от происходящего. Это молчание Человека, который знает Свое предназначение, твердо намерен его исполнить и понимает, что сейчас Он как никогда близок к Своей цели. На пороге главного события. И еще, это не молчание презрения, не молчание свысока, дескать, что с вами разговаривать. Это молчание скорби, которое рождается от понимания того, что никакие слова и даже чудеса уже не помогут. Все уже было сказано и сделано до этого, во время проповеди, свидетелями которой были все здесь присутствующие. Теперь люди сами сделали свой выбор. Эпизод с Вараввой служит этому прекрасной иллюстрацией. Народ предпочитает видеть на свободе разбойника, а не Человека, который будоражил их совесть, побуждая изменить свой образ жизни.

Точно так Господь действует и сейчас. Все уже Им сказано в Евангелии, а затем и множество раз повторялось на разных языках, в разных народах от лица лучших сынов Церкви. Принять эти слова или найти повод для того, чтобы их отвергнуть, зависит исключительно от нашей совести. Печально, что порой ей выгодней видеть на свободе то, что для нее легко и приятно. И напротив, стремиться избавиться от того, что требует от нее нравственного и духовного напряжения. Поэтому и необходимо нам почаще сверять свою совесть со словами Евангелия, со словами отцов Церкви. Обновлять ее притупившееся восприятие подлинной реальности участием в церковных Таинствах, в первую очередь Исповеди и Причастия. Чтобы не совершить ту ошибку, которую совершили люди во дворе у Пилата, и несмотря ни на что выбрать пусть и трудный, но путь со Христом. Ведь только так в итоге мы сможем достичь пасхальной радости Светлого Воскресения.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!