Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 10-42. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 14, стихи 10-42

10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.

11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.

12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.

13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним

14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.

16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.

17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.

18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.

19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?

20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.

21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.

22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.

23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.

24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.

25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.

26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.

28 По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.

29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.

30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.

32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.

34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.

35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;

36 и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?

38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.

40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.

42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Для человека всех эпох и культур предательство было ужасным преступлением. Великий итальянский поэт Данте Алигьери в «Божественной комедии» рассказывает о своем путешествии в потусторонний мир. Вместе со своим спутником он спускается в самые глубины ада, где видит огромное ледяное озеро Коцит. Здесь находятся души самых страшных злодеев. Примечательно, что в самом центре он видит троих: предателей Юлия Цезаря Кассия и Брута, а также одного из ближайших учеников Христа Иуду Искариота. Именно с истории его предательства и начинается только что услышанный нами отрывок.

Как текст Евангелия, так и позднейшие христианские толкователи говорят, что мотивы Иуды были самые прагматичные и корыстные. Корень его злодеяния таится в честолюбии и сребролюбии. Иуда был хранителем имущества Иисуса Христа и апостолов. Он носил с собой общественную казну. Однако вместе с этим он был одержим страстью сребролюбия. То есть любил деньги так сильно, что даже воровал их у своих же собратьев. Учителя он продал исключительно для того, чтобы обогатиться и заручиться поддержкой сильных мира сего. 30 серебренников далеко не символическая сумма. В реалиях того времени это размер четырёхмесячного жалованья при том условии, что работать было необходимо целую неделю без выходных. Одна такая монетка могла стоить приблизительно до 500 евро. Суммы оказалось достаточно, чтобы купить в итоге участок земли около Иерусалима для кладбища. Однако не в этом причина печальной участи Иуды.

И об этом свидетельствует история еще одного предательства, начало которой мы также находим в прозвучавшем отрывке. Речь идет об истории апостола Петра. Как всякий человек он также имел свои слабости. Он не был сребролюбив. Однако его самоуверенность порой не знала границ. Именно в этом состоянии он превозносится над учениками и не без некоей горделивости говорит Спасителю, что даже если все Его бросят, он не бросит. В итоге, он также совершает предательство.

Итак, перед нами два преступления. Чем же они отличаются друг от друга? Почему Иуда навеки проклят, так что его имя стало символом подлости, мировая литература в лице Данте даже помещает его в самые глубины ада, а Христос говорит о нем: «горе тому человеку, который предаст Сына Человеческого: лучше было бы тому человеку не родиться», — а Петр почитается нами как первоверховный апостол? Дальнейшая евангельская история дает четкий ответ на этот вопрос. Господь может простить любой мыслимый грех. Даже предательство и отречение. Ведь не случайно на кресте Он молится за Своих ненавистников, тех представителей еврейского народа, которые распяли Его, по сути, предали собственного Мессию. Одного Он простить не может — грех нераскаянный. Не может не потому, что не хочет. А потому что не в силах сделать за человека то, что сделать может лишь сам человек, по своей свободной воле — принести Богу покаяние с надеждой на прощение. Иуда такого покаяния не принес. Ужаснувшись от того, что сделал, он впадает в жуткое состояние уныния, состояние беспросветного морока, закрывается от людей и Бога и в этом расположении души, как его предшественники Кассий и Брут, оканчивает жизнь самоубийством. И наоборот, Петр возвращается ко Христу с надеждой на прощение. И несмотря на всю тяжесть своего падения, получает его. Как получает прощение и тот разбойник, который страдает рядом со Спасителем на кресте и обращается к Нему со словами покаяния.

В своей жизни мы также совершаем ошибки. Порой есть среди них тяжелые, немыслимые, которые принято называть смертными грехами. Такой человек часто теряет надежду на милость Божию. Впадает в отчаяние подобно Иуде. Закрывается от окружающих и от Творца. А потому уже в этой жизни погружается в пучины ада. К таким сегодня и обращается Евангелие. Оно говорит, что единственный грех, который обрекает нас на вечное страдание — это грех нераскаянный. Люди не простят, но Христос может простить нам все. Главное, чтобы мы этого захотели и пришли к Нему в том же состоянии сердечного сокрушения, в котором к отцу возвращается блудный сын, с той же надеждой, с которой вернулся к Нему апостол Петр.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!