Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 15, стихи 11-32

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В библейском рассказе о грехопадении Адама и Евы есть примечательный эпизод, из которого мы узнаем нечто важное о том, что есть грех. После того, как прародители нарушили заповедь Бога, они обратили внимание на наготу друг друга и сделали себе одежды. Деталь весьма примечательная. Былое единство пропало. Люди стали воспринимать друг друга как посторонних. Более того, теперь посторонним для них стал Бог. Вместо любящего отца они увидели в Нем грозного судию. Поэтому, почувствовав Его приближение, они прячутся. И чем дальше в историю, тем это желание закрыться от внешнего мира, друг от друга, от Бога становится все сильнее. Итак, суть греха — обособление, закрытость. Как говорил один современный мыслитель, ад — место, где все стоят друг ко другу спиной.

Именно об этом нам рассказывает сегодняшняя причта. Нет ничего плохого в том, чтобы какое-то время побыть одному. Порой это и просто необходимо. Но не в случае с блудным сыном. Тяжесть и подлость его проступка заключался в том, что он покидает отца прежде его смерти. Хотя по закону именно он, а не его старший брат, должен был обеспечить старость родителя. Он же, забрав свою долю наследства, словно поворачивается к нему спиной, навсегда вычеркивает из своей жизни. Итог закономерен — одиночество и тоска пустоты. Это состояние и называет притча «дальней страной». Ничего кроме горечи там человек испытать не может. Но парадоксальным образом, именно этот опыт обособления и рождает в его душе тоску по дому. Поэтому и спешит блудный сын к отцу с такой поспешностью, несмотря на риск быть с позором отверженным. Видимо, поэтому же и не может принять его старший брат. Несмотря на то, что внешне он безупречен, ему недостает той мудрости и опыта, которую приобрел блудный сын, пройдя через падение и покаяние. Потому он совершает схожую ошибку: поворачивается к брату спиной и в обиде закрывается от отца.

Все это может привести нас к важным выводам. Святость — это не всегда нравственная безупречность и отсутствие опыта падения. Порой тем, кто ее достиг, пришлось изрядно поскитаться и даже поесть из одной миски со свиньями как блудному сыну. А потому их святость — это результат того, что они оказались способны вернуться из «далекой страны» домой, вновь открыться Богу. Именно благодаря этому опыту они научились снисходить к ближним. Замечательно по этому поводу в свое время написал И.С. Тургенев: «очень поздно в жизни — и только после многих опытов — научается человек, при виде действительного падения или слабости собрата, сочувствовать ему и помогать ему без тайного самоуслаждения собственною добродетелью и силой, а, напротив, со всяческим смирением и пониманием… почти неизбежности вины!»

Поэтому и мы не будем унывать, когда по своей собственной вине оказываемся в добровольном изгнании. Если всякий раз мы будем находить в себе силы встать и с покаянием вернуться домой, любящий отец с радостью примет нас в свои объятия. А тот отрицательный опыт, который мы получили во время своих странствований, удивительным образом послужит на пользу нашей душе.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!