Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 14-19
Тема света в Евангелии — одна из важнейших. Светлость, ясность, озарённость — всё это так или иначе в религиозном сознании относится к проявлениям Божественного в человеке. Даже вполне далёкий от веры человек иногда говорит: «какой светлый человек!» — возможно, не вполне понимая, что именно является источником этой самой «светлости». Для христиан источник светлости один: это Христос, Сын Божий, «свет истинный» — который пришёл в наш мир от «света истинного» — Своего Небесного Отца, Творца мироздания. И придя к нам, этот Свет ничего не утратил, он не изменился, не исказился, не трансформировался — а остался тождественным Себе Самому. Именно об этом говорится в Символе Веры: «света от света, Бога истинна, от Бога истинна рожденна». Но всё это прекрасно, интересно, сложно — а какое отношение к нашей с вами жизни это имеет?
Евангелист Матфей приводит слова Христа о свече — которую не скрывают, но ставят высоко на подсвечнике, чтобы её свет озарял всё помещение. Свеча — это образ христианина, и образ очень ёмкий. Ведь религия очень легко превращается во что угодно — в идеологию, в суеверие, в магизм, в мировоззрение — когда в её носителе иссякает этот самый свет — ради которого и существует сам материал нашей условной свечи — то есть само человеческое естество. И смотрите как интересно: с точки зрения самой свечи, самое комфортное положение — лежать себе где-то в коробке спокойно. В таком положении она может лежать не то что годами — веками! Но — её предназначение не в этом. Как только огонь касается её фитиля — она зажигается — и с этого мгновения включается обратный отсчёт её жизни. Но — это абсолютное условие исполнения её предназначения. Кто не сгорает — тот и не горел. Горение как процесс предполагает непрекращающееся истощение материала самой свечи — без этого никакого света не будет.
Но если приложить образ свечи к человеку, вырисовывается вот какая картина. Всё то, что направлено на поддержание нашей жизни — абсолютно всё! — оправдано только в том случае, если мы — подобно свечи — горим. Если от нас исходит хоть какой-то свет и тепло. Гореть мы можем, только отдавая. Вот мы и подошли к очень важному критерию, по которому хорошо бы себя регулярно проверять: я — «потребитель», или же я — «производитель» света?
Но вот здесь и заканчивается адекватность образа свечи. Ведь у христианина, по большому счёту, нет какого-то «автономного» источника своего света. Даже у самых величайших святых — их святость — не более чем отражение одного и того же Божественного Света, и то — не во всей полноте. Главное, что можем мы сделать — научиться не препятствовать прохождению этого Света сквозь нас, то есть стать прозрачными для него, незамутнёнными, незакопчёнными грехами и страстьми. Именно это помогает нам осознать смысл всех церковных установлений, всей духовной практики молитвы, поста, трудов добродетелей: всё это — не цель сама по себе, а лишь тот или иной инструмент, который мы прикладываем к запачканному зеркалу души. А дальше — уже каждый сам для себя должен понять: очищается ли оно, насколько эффективен тот или иной инструмент — начинает ли отражаться хотя бы немного Свет Истины в нас — или же мы только занимаемся имитацией бурной деятельности: пены много, а результата — никакого?
Помоги же нам, Господи, научиться распознавать, кому какой способ очищения души лучше всего подходит!