Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча о мытаре и фарисее — одна из «сквозных» евангельских притч. И дело здесь вовсе не в самодовольстве праведника и обнажённой мольбе откровенного грешника. Это всего лишь яркая картинка для иллюстрации чего-то куда более значимого — о чём в своих посланиях неоднократно будут говорить апостолы, снова и снова вкладывая в головы слушателей эту идею. Что это за столь важное послание — которое и Церковь старается донести до нас в преддверии Великого Поста?

Самое удивительное, что в Евангелии не говорится о том, что Христос фарисея осудил. Но мытарь ушёл «более оправданным». Перед нами — две праведности: первая — фарисейская — «от Закона», вторая, мытарева — «по вере». С первой — всё более или менее понятно: не греши, исполняй требования закона, будь верным Божественным заповедям — и твоя надежда на спасение будет всегда с тобою! Более того: в какой-то момент ты даже получишь тонкое удовольствие от того, что ты — куда лучше окружающих тебя.

А вот со второй праведностью — которая «по вере» — всё куда сложнее. Ей, в отличие от первой, нечего предъявить Богу. Она может рассчитывать только на проявление Его милости — без каких бы то ни было гарантий. Точнее, достойное наказание за грехи — это да, вот уж где точно есть все гарантии заслуженно получить по делам. И когда с таким чётким пониманием человек не впадает в уныние, не озлобляется — а с воплем покаяния падает перед Богом, не превращаясь в жалкую жертву, не впуская в свои вены яд саможаления — но перенося всё своё внимание с себя — плохого, грешного, недостойного — на богатого в Своей милости Бога — внутри человека происходит какой-то удивительный качественный скачок. Между человеком и Богом «проскакивает искра» — и начинается общение вопреки всем внешним, формальным условиям. Ты и глаз своих к небу поднять не смеешь — а Оно само с тобой начинает говорить! Даже самый заскорузлый грешник вдруг осознаёт самим нутром: Да, я достоин наказания и погибели — но мой Бог всё ещё в меня верит! Он знает, что где-то там, на глубине души, тлеет огонёк жизни, отблеск Его Божественного Духа! И всё, что приносит мне жизнь — это не Его страшная месть, не Его достойное наказание, не свидетельство Богооставленности — это лишь настойчивые Его, любящего Отца, попытки раздуть в глубине колодца моей души затерявшийся — но всё ещё тлеющий уголёк! И пусть невиданной силы смерч неприятностей врывается внутрь, пусть накатывают цунами проблем, пусть они поднимают из самых недр спрессовавшуюся грязь души, выбрасывают её на поверхность — всё это одна большая генеральная уборка, без которой сквозь немытые покаянием окна души никогда не пробьётся животворящий луч Божественного Света!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!