Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 38-44

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-

40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим короткую проповедь Христа, в которой Он говорит о книжниках, обличая их поведение. Затем видим Его в храме, в той его части, которая называлась двором женщин, потому что женщины имели право здесь находиться. Он сидит у кружек для пожертвований и наблюдает за людьми.

На первый взгляд эти истории совершенно разные, но есть в них нечто общее… это присутствие Христа, Который смотрит не на внешность, но видит само сердце человека.

Вначале, говоря о книжниках, Христос призывает учеников остерегаться их, потому что они ведут себя лицемерно. Описания, которые мы дальше слышим, конечно, не очень лестные, но что опасного может быть в этих людях, чтобы их действительно остерегаться? Учитывая уровень их благочестия и уважения к закону, они явно не были какими-то злостными преступниками… Но Христос ничего не говорил просто так, для красного словца и значит остерегаться действительно стоило. Только вот чего? Злых действий с их стороны? Нет, конечно. Но чего же? В первую очередь злого примера! Ведь внешне их жизнь была не просто благочестивой, с точки зрения простого человека она была вполне достойна подражания. И долгие молитвы и благочестивые длинные одежды… Все очень благообразно… Но вот неувязка: они при этом поедают дома вдов, то есть за разоряют тех, кто и без того лишен всякой помощи. Как же так выходит? Как это вообще возможно совмещать? Оказывается очень просто. Надо только формальное правило поставить во главу угла. Сделать правило и закон мерилом праведности и близости к Богу. И тогда можно одинаково истово исполнять религиозные заповеди и настаивать на соблюдении правил общественных, например, финансовых… А тут уж не важно, кто перед тобой, вдова, сирота или богатый сосед. Есть правила, задолжал — отдай. Ну и что, что тебе не из чего… Не возвращать долг — это нарушение правил, кто с этим поспорит? Или ты что, не хочешь исполнять закон? И так под прикрытием правды и благочестия, и законопослушности, они готовы были лишить крова, поставить в безвыходное положение, но все с правильными и формально законными речами на устах.

Христос не говорит просто: остерегайтесь долгих молитв, длинных одежд и всего, что отличало фарисеев внешним образом. Проблема была не столько во внешности и не столько в жестокости, сколько в том, что своей жизнью они показывали другим, что эти вещи можно совмещать. Быть позером или преступником — очень плохо, но для людей эти вещи очевидны, никто не станет им подражать… А вот если жадность, высокомерие и жестокость спрятать под личину любви к закону — это будет выглядеть вполне подобающим образом… Но как же, будучи книжниками и зная о верховенстве любви, они позволяли себе такое поведение? Естественно такое бессердечие вырастает не сразу, но постепенно они стали использовать веру для внешней похвалы, она стала для них средством, а не целью…

Второй образ, который мы видим — очень пронзительный. Среди тех, кто жертвует на храм от излишеств, к кружке подходит бедная вдова и кладет в нее всего две лепты, но они последние, это все что оставалось ей на еду.

В чем же разница, между тем, чтобы положить излишек и тем, чтобы положить последнее? На самом деле, она очевидна. В первом случае — ты исполняешь правило, и через исполнение стремишься заработать благоволение Бога. Он важен для тебя, но лишь как Тот, Кто обеспечивает твой статус… В этом богачи были похожи на книжников — Бог оказывался лишь средством. В отличие от них вдова не стремилась к обеспечению статуса… Она отдала все, чем показала, что Бог не просто обеспечивает нечто в ее жизни, она предала себя в Его руки, отказалась от каких-либо договоров и обменов… Но в этом отказе стала ближе к Нему, потому что поверила в Него до конца.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!