Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 18-27. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 18-27

18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:

19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.

20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.

21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.

22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.

23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.

24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?

25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.

26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?

27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как ко Христу в очередной раз походят люди, которые хотят поймать его на слове, задать ему вопрос, с которым Он не справился бы. И в этой череде вопросов не находится ни одного, на который Он не смог бы ответить. Но само по себе желание подловить очень показательно. Это очень свойственно людям, искать причину для того, чтобы не соглашаться с Богом и не следовать Его заповедям. Причем, что самое интересное, делается это с помощью Священного Писания. С явным желанием показать, что верующие, чего-то не учли или читали невнимательно.

Однако, сегодняшний разговор саддукеев со Христом заставляет нас задуматься о самой истории, и о том, что легло в ее основу. На первый взгляд случай действительно странный, даже несколько фантастический, хотя нельзя сказать, что он совершенно не реальный. Конечно, скорее всего, семеро братьев — это преувеличение. Их так много, чтобы история казалась совершенно абсурдной. Если братьев было двое — она никого бы не удивила, потому что была бы социальной нормой. Все так поступали, исполняя так называемый закон левирата.

Впрочем, хоть семеро братьев, хоть двое, в наше время кроме шока этот закон ничего не вызывает. Ведь он предполагает, что жена человека, который умер бездетным не должна выходить в брачных отношениях за пределы рода и должна стать женой его брата. Первенец, который у них после этого родится будет считаться сыном умершего, дабы, как говорит закон, имя этого человека не изгладилось в Израиле.

Прежде чем удивляться подобным законам, следует, во-первых, учесть, что перед нами древняя культура, а, во-вторых, постараться понять, почему этот закон существовал, что было в нем самым важным? Ответ на этот вопрос кроется в последних словах заповеди: дабы имя его не изгладилось… То есть, чтобы его не забыли в народе, чтобы род его продолжался. Что мы слышим в этих словах? Мы слышим любовь к каждому человеку, к каждому члену народа, слышим желание продолжить его род, дать ему возможность стать прародителем Мессии… Здесь и справедливое распределение земли между семьями, и много той семейной культуры, которая может быть мало понятна современному человеку… Но, что должно быть совершенно понятно: этот закон рождается из любви к народу и заботы нем. О том, чтобы у каждого человека были потомки, которые с благодарностью и любовью могли бы его помнить. Однако вместо того, чтобы видеть в законе то, ради чего он дан, суддукеи видели в нем повод для казуистических рассуждений и обоснования своих вымыслов. Их поведение — иллюстрация того, что даже Священные тексты беззащитны от недобросовестных читателей, от их желания по-своему их интерпретировать.

Отвечая на их вопрос, Христос удивляется тому, как можно извратить благой и человеколюбивый смысл заповеди. Он сравнивает воскресших с ангелами, но не утверждает, ни того, что муж и жена станут друг другу чужими, ни того, что тела их перестанут быть материальными… Суть его ответа в другом: по воскресении наша жизнь изменится, мы не будем жить как мужья и жены, не будем рождать детей… Все это останется в прошлом… Для Христа важно другое: в прошлом не останемся мы сами… Мы воскреснем и будем жить, потому что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!