Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Существуют такие виды духовности, которые отвергают какую-либо чувствительность и нормальные человеческие реакции полагают чем-то недостойным, тем, что необходимо исключить и с чем нужно бороться. О том, что эмоциональная сухость и сердечная черствость противна духу христианства можно прочитать в Евангелии от Иоанна, это буквально два слова: «Иисус прослезился» (Ин. 11:35). Случилось это тогда, когда Христос увидел умершим Своего друга Лазаря. Но еще до Христа эмоциональная сухость не была предметом похвалы. Вот, к примеру, слова пророка Иезекииля: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26). Здесь Бог через пророка обещает в качестве особого блага взамен каменной нечувственности дать возможность острого эмоционального переживания всего происходящего. В-первую же очередь, переживания общения с Ним Самим — с Богом. Жестокосердие, глухота чувств — это одно из следствий грехопадения. Преодолевая первородный грех, мы чувствуем не меньше, а больше.

Сегодня мы, среди прочего, в очередной раз услышали, что «блаженны плачущие ныне», но мы помним, что Христов апостол Павел призывал к противоположному, в Послании к Филиппийцам он писал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). Но если вдуматься, то это, конечно, не противоположные и не противоречащие друг другу призывы. Во-первых, они говорят все о том же: христианство и эмоциональная сухость не совместимы. Если путь, по которому мы идем, приводит к устранению эмоций, то это не Христов путь. Но точно так же не Христов путь и путь экзальтации, путь плача или же радости любой ценой. Во-вторых, в нашем мире всегда будет место для скорби, но скорбь эта побеждена Христовым Воскресением. Именно поэтому апостол Павел пишет не просто «радуйтесь», а «радуйтесь… в Господе». Сопереживайте, по-настоящему и глубоко, не бойтесь боли и горя, но всегда помните, что «поглощена смерть победою» (1Кор. 15:54). Таков смысл апостольского призыва к радости о Господе.

Важно помнить, что радоваться умеет лишь тот, кто умеет плакать. Радость нельзя сохранить, убегая от страданий. Тот, кто постоянно боится несчастья, не будет счастливым. Как сказал один современный богослов, «глуповатый гедонизм многих наших современников не дает ничего, кроме досады, а наш вольнодумный век, гонящийся за наслаждением, порождает необычайно много несчастливых, неспособных к чувству невротиков. Как это ни странно, в наше бесчувственное время слова о блаженстве плачущих даже важнее, чем призыв к радости, ибо радость обрести невозможно, если всеми доступными способами бежишь от страдания».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!