Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 23-26

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам.

25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Нам не дано знать, чем руководствовались евангелисты, когда записывали те или иные высказывания Христа. Не дано нам знать и то, в какой мере их интерпретация слов Спасителя соответствует тому, что было сказано Христом. Мы верим, что записанное апостолами полностью отражает то, что говорил Господь. Но эта вера не отменяет того факта, что, как и любой другой рассказчик, евангелисты каким-то образом интерпретировали услышанное от своего Учителя. А это означает, что если мы хотя бы приблизительно знаем историю и время написания того или иного Евангелия, то мы можем сделать некоторые дополнительные выводы относительно содержания слов Христа. К примеру, в сегодняшнем отрывке апостол Марк цитирует Спасителя и пишет, что, когда христианин стоит на молитве, он должен простить всем и всё, это залог действенности молитвы. Залог того, что молитва по своему эффекту будет сравнима с силой, которая переставляет горы. Но что именно означает «прощайте, если что́ имеете на кого»? До какой степени прощать? Что именно прощать? Есть ли то, что невозможно простить? Означает ли прощение полное забвение причиненного зла? Вопросов здесь много. Наверное, на все их ответить невозможно, потому как за ними стоит жизнь, а жизнь, как известно, невозможно описать языком инструкций. Но если вспомнить, на фоне каких событий апостол Марк писал свое Евангелие, то можно сделать вывод об одной из граней призыва прощать. Важно здесь то, что к моменту написания Евангелия от Марка уже начались гонения на христиан. А те поучения Спасителя о молитве, которые приводит апостол Марк, были произнесены сразу после проклятия неплодной смоковницы. Велик соблазн выстроить в одну логическую цепочку проклятие смоковницы, невероятную силу молитвы и внешние гонения, и, выстроив, сделать вывод о том, что с помощью молитвы можно бороться с внешними врагами, что можно употребить силу молитвы против преследователей. Чтобы этого не произошло, в конце поучения о молитве звучит призыв прощать. А это означает, что молитва не может быть направлена против кого бы то ни было. Она не при каких условиях не может быть орудием мщения. Если и есть существа, с которыми возможна борьба путем молитвы, то это отнюдь не люди, это те «духи злобы», о которых позднее скажет апостол Павел в своем Послании к Галатам, когда зайдет речь о том, с кем ведут борьбу христиане: «братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Гал. 6:10–12). Любой человек, даже самый неприятный, негодный и злой, — именно тот, ради кого пришел Христос. А потому действенность молитвы напрямую зависит от осознания нами этого факта и умения видеть за нашими мнимыми врагами врагов невидимых и настоящих. Если есть такое умение, то и вопрос о прощении будет решен без каких-либо дополнительных рассуждений.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!