Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им:

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Нынешнее евангельское чтение повествует о двух действиях Христа Спасителя, которые выбиваются из того образа, который создают Евангелия. Здесь Христос предстаёт не как Тот, Кто исцеляет, восстанавливает, соединяет, воскрешает и благословляет, здесь образ Спасителя иной — Он не делает ничего из перечисленного, но, напротив, проклинает и наказывает. Естественно, что не заметить диссонанс невозможно, пройти мимо него тоже не получится. Наверное, нет и не было толкователя, который бы не пытался сделать попытку примирить привычный образ Христа с тем, каким Он предстаёт в этом евангельском отрывке. Все эти толкования можно свести к одной мысли: по видимости, Христос действует жёстко и в каком-то смысле жестоко, по видимости, Он разрушает и проклинает. Но за этими действиями стоит определённая цель, которая отнюдь не отрицательная, она состоит в том, чтобы предостеречь и показать реакцию Бога на определённые человеческие заблуждения. Торговля в Иерусалимском храме — это совсем не то же самое, что торговля в наших храмах, это не реализация свечек, книг и не приём пожертвований за записки с именами. Торговля в Иерусалимском храме — это скотный рынок. Это шум, грязь, дурной запах. Да, люди должны были где-то приобретать жертвенных животных, но совершенно необязательно было устраивать рынок в храмовом дворе, для этого замечательно подошли бы другие пространства, в частности те, которые окружали храм и не входили с состав храмового комплекса. Но если бы рынок был вне храма, то первосвященники лишились бы части своих доходов. Они попрали святость храма ради собственной выгоды. Это абсолютно недопустимо не только в смысле наживы на том, на чём нельзя наживаться, это ещё и помеха молитве тех людей, которые приходили в храм исключительно ради молитвы. А если нет молитвы, то нет и богообщения. Своим действием Христос не уничтожает, а восстанавливает, в частности Он восстанавливает отношения человека и Бога. Но почему стало возможным устроить в храме скотный рынок? Что случилось с первосвященниками? Ведь они не были какими-то циничными негодяями, они просто в чём-то ошиблись. В чём же? На этот вопрос даёт ответ проклятие неплодной смоковницы. На ней были листья. По своему виду она должна была принести плод. Но плода не было. Она казалась плодоносной, но не являлась таковой. Казалась, но не была. Это та опасность, которая подстерегает любого человека: велик соблазн казаться кем-то и производить соответствующее впечатление. Можно очень увлечься тем впечатлением, которое мы производим на окружающих, увлечься настолько, что внешнее уничтожит внутреннее, настолько, что сути не останется вовсе. Именно это и произошло с первосвященниками: они лишь казались благочестивыми, они лишь по своему виду были верующими, но свою суть они утратили. А смоковница — всего лишь наглядный пример того, к чему в конечном итоге приведёт поглощение сути внешней формой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!