Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 12-17

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

«Изменитесь, потому что Царство Небесное совсем близко» — так можно перефразировать евангельский призыв Христа Спасителя, которым заканчивается этот отрывок. Все дальнейшие высказывания Христа во время Его земного служения — это раскрытие и уточнение этой мысли. Христос всеми доступными способами говорит о двух вещах: Царство Небесное уже здесь, но доступно оно лишь тем, кто смог измениться. Конечно, речь не идет о какой-то внешней перемене, не идет речь и о покаянии как исповедании своих грехом перед Богом. Последнее — важная, но лишь одна из составных частей изменения восприятия Бога, других людей и самого себя. Без исповедания своих грехов и получения прощения невозможно и измениться. Но практика подсказывает, что само по себе покаяние как исповедание грехов, мало кого меняет. Можно десятилетиями с вызывающей уважение регулярностью исповедовать одни и те же грехи, но при этом не приблизиться к Царству Небесному, а остаться абсолютном прежним. Можно всю жизнь «протоптаться» на одном месте и в конечном итоге ничего не достичь. Почему? Потому что покаяние как исповедь и покаяние как изменение жизни это не одно и то же. И совсем необязательно исповедь способна привести к изменению. Самая, пожалуй, известная и яркая иллюстрация покаяния как абсолютного изменения человека — это житие преподобной Марии Египетской. Как мы помним, после внезапного вторжения Бога в ее жизнь, она не смогла остаться прежней. Она не смогла сделать вид, будто бы ничего не произошло и продолжить жить той жизнью, которой она жила до этого события. Она сделала первый шаг и исповедовала свои грехи. А после исповеди и причащения Святых Христовых Тела и Крови ушла за Иордан и именно там началась многолетняя работа по изменению, началось то, к чему призвал каждого Христос Своими первыми словами после выхода на общественное служение. В конечном итоге, святая, будучи еще в теле, вошла в Царство Небесное. Об этом явственно говорит свидетель последних лет ее земной жизни старец Зосима. Над ней уже не властвовали законы нашего мира, она могла не есть и не пить, она была способна знать все, не имея какого-либо источника информации, и она могла перемещаться в пространстве так, как ей то было угодно. Конечно, наш скептический разум может подвергнуть сомнению некоторые факты жития преподобной Марии. Но дело тут не в этих фактах, а в том, что вслед за исповеданием грехов святая не вернулась к прежнему образу жизни, а изменила все, она начала работать над исполнением заповедей и, в конечном итоге, сумела выполнить призыв Христа, сумела измениться, или, если пользоваться более привычными нам терминами, сумела по-настоящему покаяться. Покаяние в данном случае это не только лишь отказ от какого-либо сознательного греха. Это еще и глубокое осмысление цели и смысла собственный жизни. У преподобной Марии раньше не было смысла, но была цель — наслаждение. Она сумела услышать Христа и понять, что наслаждение как цель жизни — недостойно человека. Сумела понять, что достойны человека лишь те цели и тот смысл, которые возвещает Христос Спаситель в Своем Евангелии.

«Изменитесь, потому что Царство Небесное совсем близко» — так можно перефразировать евангельский призыв Христа Спасителя, которым заканчивается этот отрывок. Все дальнейшие высказывания Христа во время Его земного служения — это раскрытие и уточнение этой мысли. Христос всеми доступными способами говорит о двух вещах: Царство Небесное уже здесь, но доступно оно лишь тем, кто смог измениться. Конечно, речь не идет о какой-то внешней перемене, не идет речь и о покаянии как исповедании своих грехом перед Богом. Последнее — важная, но лишь одна из составных частей изменения восприятия Бога, других людей и самого себя. Без исповедания своих грехов и получения прощения невозможно и измениться. Но практика подсказывает, что само по себе покаяние как исповедание грехов, мало кого меняет. Можно десятилетиями с вызывающей уважение регулярностью исповедовать одни и те же грехи, но при этом не приблизиться к Царству Небесному, а остаться абсолютном прежним. Можно всю жизнь «протоптаться» на одном месте и в конечном итоге ничего не достичь. Почему? Потому что покаяние как исповедь и покаяние как изменение жизни это не одно и то же. И совсем необязательно исповедь способна привести к изменению. Самая, пожалуй, известная и яркая иллюстрация покаяния как абсолютного изменения человека — это житие преподобной Марии Египетской. Как мы помним, после внезапного вторжения Бога в ее жизнь, она не смогла остаться прежней. Она не смогла сделать вид, будто бы ничего не произошло и продолжить жить той жизнью, которой она жила до этого события. Она сделала первый шаг и исповедовала свои грехи. А после исповеди и причащения Святых Христовых Тела и Крови ушла за Иордан и именно там началась многолетняя работа по изменению, началось то, к чему призвал каждого Христос Своими первыми словами после выхода на общественное служение. В конечном итоге, святая, будучи еще в теле, вошла в Царство Небесное. Об этом явственно говорит свидетель последних лет ее земной жизни старец Зосима. Над ней уже не властвовали законы нашего мира, она могла не есть и не пить, она была способна знать все, не имея какого-либо источника информации, и она могла перемещаться в пространстве так, как ей то было угодно. Конечно, наш скептический разум может подвергнуть сомнению некоторые факты жития преподобной Марии. Но дело тут не в этих фактах, а в том, что вслед за исповеданием грехов святая не вернулась к прежнему образу жизни, а изменила все, она начала работать над исполнением заповедей и, в конечном итоге, сумела выполнить призыв Христа, сумела измениться, или, если пользоваться более привычными нам терминами, сумела по-настоящему покаяться. Покаяние в данном случае это не только лишь отказ от какого-либо сознательного греха. Это еще и глубокое осмысление цели и смысла собственный жизни. У преподобной Марии раньше не было смысла, но была цель — наслаждение. Она сумела услышать Христа и понять, что наслаждение как цель жизни — недостойно человека. Сумела понять, что достойны человека лишь те цели и тот смысл, которые возвещает Христос Спаситель в Своем Евангелии.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.