Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 13-17. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 13-17

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Иоанн Креститель не случайно удерживает Иисуса Христа от крещения. Ведь суть этого ритуала заключалась в том, что люди во время погружения в воду исповедовали свои грехи. Иными словами, крещение Иоанна Предтечи — это своеобразный аналог современного таинства исповеди и покаяния. А в чём исповедоваться и каяться Тому, на Ком нет совершенно никакого греха? Зачем вообще было необходимо Крещение?

Дело в том, что в древнем мире человек не мог просто так начать публичную деятельность. Это было возможно лишь по достижении им 30-летнего возраста. Кроме того, он должен был иметь уважаемого поручителя. Лишь в этом случае люди будут слушать его. Именно в этом контексте и следует взглянуть на крещение Спасителя. Ему исполнилось 30 лет. Пришло время начать общественное служение. Иоанн Креститель, как человек, который обладал высоким авторитетом, должен был представить Христа людям. Поручиться за Него. Кроме того, объявить во всеуслышание, что Он и есть тот самый Мессия, о котором он предупреждал. Это свидетельство Иоанна подкрепляется свидетельством Самого Бога, Который впервые в истории со всей отчётливостью явил Себя как Троица. Кроме того, многие христианские толкователи видят в событии крещения Господа пример, который Он дал всем Своим последователям. Если уж Сам Спаситель принял участие в этом ритуале, в котором не имел необходимости, то тем более мы, простые люди, должны креститься, а также участвовать в остальных таинствах Церкви, которые жизненно необходимы для наших души и тела.

Сам же Господь указывает ещё на одну причину крещения. Только так, — говорит Он Иоанну Предтече, — мы сможем исполнить всякую правду. Что же это за правда такая? Речь идёт о воле Творца, согласно которой Его собственный Сын должен стать простым человеком, подчиниться законам человеческого общества, включая разнообразные ритуальные постановления, принять на Себя все немощи человеческой природы и все последствия человеческого греха для того, чтобы всё это однажды уничтожить на кресте. Другими словами, правда Божия — это воля Бога унизиться до страдания и смерти ради спасения людей. Поэтому и слова, которые слышит Иоанн Креститель, «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение», — это прямая цитата из книги древнееврейского пророка Исаии, который с их помощью предсказывает о страданиях Мессии.

Существует предание, что воды Иордана до того, как туда пришёл Христос, были тёмные от той греховной скверны, которую омывало крещение Иоанна. Когда Христос выходит из реки, её вода становится светлой. Спаситель не просто освещает водную стихию, Он берёт на Себя всю тяжесть человеческих прегрешений, чтобы уничтожить её Своими страданиями и смертью. Этой правды Бог призывает придерживаться и нас. Ведь Церковь, куда мы входим при помощи таинства Крещения, — не просто место, в котором нам открывается источник первозданной чистоты. Это место, где через церковные таинства мы получаем силы пройти тем же путём, каким прошёл Господь. Через жертвенное служение ближнему, свою личную Голгофу — к торжеству светлого воскресения, которое есть ни что иное, как усыновление Творцу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!