Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12

01 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

02 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.

03 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

04 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

05 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

06 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

07 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

08 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

09 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшние чтение представляет собой притчу о злых виноградарях. Они рассказана Христом первосвященникам и старейшинам в ответ на возмущенный вопрос, какой властью Христос делает то, что делает. Буквально всё в этой притче вызывает у нас возмущение, потому что они, очевидно, ведут себя совершенно неадекватно. Их наняли на сезонные работы, и значит после сбора они должны были сдать урожай и получить свою плату. Однако вместо этого, они вдруг решили, что виноградник их собственность и что они будут использовать плоды так как пожелают. Кажется очень понятная и от этого еще более странная притча, хотя на самом деле мы считываем лишь самый поверхностный смысл. Люди, которые жили в культуре Ветхого Завета должны были понять эту притчу гораздо глубже, и особенно первосвященники, книжники и старейшины.

Бог как хозяин виноградника — классический образ, который известен из пророческой литературы. Он создаёт мир как виноградник, заботиться о нём и в итоге ждёт от него плодов. Но, как это ни странно, этот простой образ оказывается понят не сразу. Вероятно потому, что он дополнен мотивом о жестокости виноградарей и убийстве ими сына. В любом случае, не понимая символов притчи, они честно отвечают на вопрос о том, какой будет реакция хозяина на поведение виноградарей. «Придёт и придаст их смерти», — говорят они. Тогда Христос приводит им еще один образ — камень, который отвергли строители. Это цитата из 117 псалма, который весь о победе Бога и о том, что отверженное становится основанием новой жизни.

Только тут они начинают догадываться, что Христос на самом деле все же отвечает на вопрос: какой властью Он делает то, что делает. Он Сын хозяина виноградника. Его приход — это наступление дня Господня. Дня победы, в который отвергнутое торжествует.

И тут они понимают, что сами сказали: виноградарей которые перестали работать на хозяина надо строго наказать. Когда ты только что вынес приговор преступнику, а потом оказалось что преступник это ты у тебя есть два выхода: либо, как Давид раскаяться, либо как разозлиться и уйти в еще большую изоляцию, что и делают собеседники Христа.

Как часто мы сами, оказываясь перед лицом совести, понимаем, каков будет правильный выбор. И как часто вместо того, чтобы раскаяться, мы упорствуем и закрываем глаза на ту простую истину, что поход против совести — это поход против правды в себе, и спокойствия он никогда не приносит. Конечно, иногда правильный путь требует от отказа от выгоды, от убеждений, которые кажутся своими… Иногда он стоит неимоверных внутренних усилий, но плоды его — внутренний мир и радость, которые ни с чем не сравнятся.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!