Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-29
18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
Царство Божие — это то, о чем невозможно говорить ни на каком из существующих человеческих языков. О нем невозможно было говорить на языках, которые существовали ранее, но были забыты. О нем будет невозможно говорить на языках, которые появятся в будущем. Пожалуй, только Адам и Ева могли выразить человеческим языком реалии Царства Божия, но их язык не просто забыт, он утрачен. Наши же языки описывают лишь то, с чем мы имеем дело в своей повседневности. Что видим, что ощущаем, о том и можем говорить. А Царство Божие мы не видим, это абсолютно иная реальность, для которой попросту не существует разработанной терминологии. Но при этом оно есть. О нем и говорит в сегодняшнем евангельском отрывке Христос. Он проводит параллели между Царством Божиим и всем хорошо известными вещами: маленькому зернышку и закваске. Казалось бы, где Царство Божие, великое, далекое, совершенное, нетленное, такое недостижимое и зерна с дрожжами?! Но Господь обращает внимание Своих слушателей на схожее действие зерна с закваской и Царства Божия. Своей аналогией Христос, в-первую очередь, устраняет психологическую и интеллектуальную преграду: Царство Божие близко, ближе, чем мы можем себе представить. А во-вторых, Он еще раз напоминает, что все великое начинается с малого. Контраст между малым и великим производит такое же впечатление, какое производит великая творческая мощь Бога. Она действует в каждом человеке, а начинается все с малого, с евангельского слова. Всего лишь слово, звук, которых вокруг нас слишком много, но при определенных условиях оно способно радикальным образом изменить все. Сама евангельская история в полной мере показывает справедливость приведенной Христом аналогии. Ведь все началось с истории Благовещения Пресвятой Богородице. Она была всего лишь ребенком, девочкой. А что такое ребенок, тем более девочка, в античном и библейском мире? Ровным счетом ничто, абсолютный ноль. В этой «пылинке», едва различимом «горчичном зернышке» зарождается новая жизнь, которая охватит своей духовной властью всю вселенную, породит новую эпоху, которая преобразует жизнь всего мира.