Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12

02 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

03 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

04 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

05 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

06 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

07 Посему оставит человек отца своего и мать

08 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

09 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Как мы помним, апостолы, и те, что беседовали со Христом на тему брака, и позднее апостол Павел пришли к выводу, что «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10). В самом деле, семейная жизнь — это нелёгкий путь. Находясь где-нибудь в глубине внутрисемейного кризиса поверить, что это именно Бог сочетал двоих в одну плоть, бывает крайне непросто. А для абсолютного большинства, как показывает статистика загсов, и вовсе невозможно. Христос Своими словами и отсылкой к тому, что было в начале, ставит очень жёсткие условия для тех, кто избирает семейный путь. Если во времена Ветхого Завета брак имел совершенно конкретную и осязаемую цель, то после Христова пришествия всё запуталось и усложнилось. Цель сместилась в иную плоскость. Раньше всё было просто: брак нужен для рождения детей. Цель понятная, утилитарная, всё ветхозаветное законодательство о браке подчинено именно этой цели. Поэтому были возможны те истории, которые мы в изобилии находим в книге Бытия, когда, к примеру, бесплодная до определённого времени Рахиль могла сказать своему мужу Иакову «вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от неё» (Быт. 30:3). Иаков, как мы знаем, делает то, что просит у него Рахиль. Все очень просто и в высшей степени утилитарно. Никакой романтики, никакой ревности. А если и есть ревность, то связана она с количеством детей, а не с сердечными воздыханиями — у кого детей больше, тот и прав, тому и полагалось завидовать в те странные старинные времена. Идея брака в Ветхом Завете существенно отличалась от новозаветной. Дети нужны были для того, чтобы через них человек смог стать участником Мессианского Царства, то есть Царства Христа, которое когда-то наступит. Брак и деторождение — это, своего рода, попытки обрести бессмертие. Но вот Христос пришёл, Его Царство наступило, оно — внутри каждого. И здесь встаёт вопрос, так сказать, актуализации этого Царства. Оно внутри, но мало кто может сказать, что живёт в нём и им. Тут на помощь приходит та же самая институция — брак. В конечном смысле, он нужен ровно для того же, для чего был нужен и в Ветхом Завете — для вхождения в Царство Христа. Но только количество детей и их наличие перестаёт иметь принципиальное определяющее значение. Прекрасно, когда они есть. Похвально стремление к многодетности и исполнению райской заповеди плодиться и размножаться ради наследования земли (ср. Быт. 1:28). Но с пришествием Христа человек стал лично бессмертным. Не через детей, а сам по себе. Именно поэтому стало возможно монашество с его обетом безбрачия и девства. Но бессмертие — странная вещь, оно есть, но его необходимо стяжать, за него нужно побороться. Как? Через ограничение себя и через принятие воли Божией о себе самом. Брак — прекрасный инструмент как для первого, так и для второго. В конечном счёте, цель христианского брака состоит в том, чтобы супруги помогли друг другу стать наследниками спасения. Это сложно. Потому и брак — дело крайне непростое, но если помнить о его великой цели, то и все внутрисемейные неурядицы обретут свой смысл, а значит их можно будет преодолеть.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!