Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 22-26

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

В одном патерике, сборнике монашеских историй, описан такой случай. Один из монахов спросил у старца: «Отче, можно ли угощать пришедших ко мне в гости людей от тех плодов, которые я вырастил своими руками?» На это старец ответил: «нет, потому что всё это помешает твоей молитве». Второй монах задаёт старцу тот же вопрос и получает совершенно иной ответ: «да, конечно можно, сын мой». Окружающие в недоумении: почему на один и тот же вопрос два ровно противоположных ответа? На что старец отвечает: «Первый монах преуспевает в молитве и чрезмерное гостеприимство может отвлечь его от этого душеспасительного дела. Второй монах малопригоден для молитвы. И гостеприимство для него — один из немногих путей проявить монашескую добродетель. В противном случае сложно ему будет спасти свою душу». Иными словами, мудрость старца заключалась в том, что он мог с рассуждением подойти к ситуации каждого человека. Источник этой мудрости находится во Христе. И тот отрывок, который мы только что услышали, — яркое тому свидетельство. В нём привлекают внимание несколько странностей.

Во-первых, Христос почему-то совершает чудо втайне от жителей Вифсаиды. Сначала он выводит слепого из селения, а после того, как возвращает ему зрение, приказывает не возвращаться туда и никому не рассказывать о произошедшем. Христианские толкователи объясняют это тем, что в селении было много язычников и не все были готовы правильно истолковать те чудеса, которые совершает Христос. У них могло сложиться о Нём превратное мнение, как о простом языческом кудеснике. Господь избегал подобного авторитета. Ведь он основывался не на истинной вере, а на предрассудках и суевериях. Поэтому, чтобы не сформировать у людей искажённого представления об Истине, Он и не даёт им увидеть чуда.

Вторая странность — метод врачевания. Спаситель использует слюну, а после — возложение рук. Это также не случайно. По мнению древнего человека, слюна обладала целительной силой. Её часто использовали в своей практики различные целители. То же самое касается возложения рук. Тактильный контакт был неотъемлемым компонентом медицинского ритуала. Безусловно, Христос мог обойтись без всего этого. Однако он прибегает к распространённым средствам, чтобы обнадёжить слепого, поселить в его сердце уверенность, что всё идёт как надо. Именно по этой причине и чудо происходит в два этапа, а не сразу. По мере того, как слепой начинает видеть, в нём крепнет вера в силу Спасителя.

Итак, от одних Господь скрывается, другому возвращает зрение постепенно, знакомыми ему средствами. О чём же всё это нам говорит? О том, что с каждым человеком Бог работает индивидуально. Всякого из нас Он бережно ведёт по жизни и даёт нам ровно столько, сколько мы готовы увидеть и принять, постепенно, чтобы не шокировать. Может быть в этом и причина того, что многие люди не познали Его. Ещё не пришло для того наиболее благоприятное время. А ведь преждевременная вера может принести только вред душе человека. Как бы то ни было, для нас это означает одно. Точно так и мы должны относиться к окружающим нас людям. Со снисхождением и без раздражения на их немощи. Как к маленьким детям. Ведь и сами мы находимся на пути и многого ещё не понимаем.

В одном патерике, сборнике монашеских историй, описан такой случай. Один из монахов спросил у старца: «Отче, можно ли угощать пришедших ко мне в гости людей от тех плодов, которые я вырастил своими руками?» На это старец ответил: «нет, потому что всё это помешает твоей молитве». Второй монах задаёт старцу тот же вопрос и получает совершенно иной ответ: «да, конечно можно, сын мой». Окружающие в недоумении: почему на один и тот же вопрос два ровно противоположных ответа? На что старец отвечает: «Первый монах преуспевает в молитве и чрезмерное гостеприимство может отвлечь его от этого душеспасительного дела. Второй монах малопригоден для молитвы. И гостеприимство для него — один из немногих путей проявить монашескую добродетель. В противном случае сложно ему будет спасти свою душу». Иными словами, мудрость старца заключалась в том, что он мог с рассуждением подойти к ситуации каждого человека. Источник этой мудрости находится во Христе. И тот отрывок, который мы только что услышали, — яркое тому свидетельство. В нём привлекают внимание несколько странностей.

Во-первых, Христос почему-то совершает чудо втайне от жителей Вифсаиды. Сначала он выводит слепого из селения, а после того, как возвращает ему зрение, приказывает не возвращаться туда и никому не рассказывать о произошедшем. Христианские толкователи объясняют это тем, что в селении было много язычников и не все были готовы правильно истолковать те чудеса, которые совершает Христос. У них могло сложиться о Нём превратное мнение, как о простом языческом кудеснике. Господь избегал подобного авторитета. Ведь он основывался не на истинной вере, а на предрассудках и суевериях. Поэтому, чтобы не сформировать у людей искажённого представления об Истине, Он и не даёт им увидеть чуда.

Вторая странность — метод врачевания. Спаситель использует слюну, а после — возложение рук. Это также не случайно. По мнению древнего человека, слюна обладала целительной силой. Её часто использовали в своей практики различные целители. То же самое касается возложения рук. Тактильный контакт был неотъемлемым компонентом медицинского ритуала. Безусловно, Христос мог обойтись без всего этого. Однако он прибегает к распространённым средствам, чтобы обнадёжить слепого, поселить в его сердце уверенность, что всё идёт как надо. Именно по этой причине и чудо происходит в два этапа, а не сразу. По мере того, как слепой начинает видеть, в нём крепнет вера в силу Спасителя.

Итак, от одних Господь скрывается, другому возвращает зрение постепенно, знакомыми ему средствами. О чём же всё это нам говорит? О том, что с каждым человеком Бог работает индивидуально. Всякого из нас Он бережно ведёт по жизни и даёт нам ровно столько, сколько мы готовы увидеть и принять, постепенно, чтобы не шокировать. Может быть в этом и причина того, что многие люди не познали Его. Ещё не пришло для того наиболее благоприятное время. А ведь преждевременная вера может принести только вред душе человека. Как бы то ни было, для нас это означает одно. Точно так и мы должны относиться к окружающим нас людям. Со снисхождением и без раздражения на их немощи. Как к маленьким детям. Ведь и сами мы находимся на пути и многого ещё не понимаем.

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.