Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44
27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
32 после всех умерла и жена;
33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
Для нашего слуха звучит необычно, если сказать, что саддукеи были верующими материалистами. Не атеистами — а именно глубоко верующими материалистами. Но сегодняшнее чтение естественным образом подталкивает нас именно к такому выводу. Для саддукеев единственным источником знаний о Боге было Писание — и, в отличие от фарисеев, саддукеи не признавали авторитет толкователей, руководствуясь только буквой Писания. Поскольку прямого утверждения о всеобщем воскресении в Писании нет — значит, и никакого воскресения быть не может — с точки зрения саддукеев. В подтверждение этого они моделировали различные абсурдные ситуации — одна из которых и была предложена Иисусу как аргумент против веры в воскресение.
Христос Спаситель показывает, насколько примитивно мыслят саддукеи. Они пытаются в тесные рамки своего практического разума втиснуть Божественный замысел. Саддукеи предельно сконцентрированы на этой, земной жизни — и поэтому для них любые размышления о ином, нематериальном, мире, выглядят пустыми фантазиями.
В своих словах Иисус показывает иную перспективу: Он призывает не упираться в тупики букв и фраз, а прозревать сквозь них главные смыслы. Бог — Живой, и взаимодействует только с живыми — поэтому даже усопшие — в каком-то смысле «уснувшие» — для Него всё равно живы. Этими словами Спаситель выражает глубочайшую мысль: за всю историю не было ни одного человека, который бы не представлял ценности для Бога — каким бы незначительным он ни был. И даже когда все люди давным-давно забыли этого человека, от него уже не осталось ни следов, ни памяти — для Бога он всё равно — жив. Придёт время — и он снова оживёт в своем новом теле — чтобы предстать перед Судом Божиим.
К чему побуждает нас сегодняшнее Евангелие? Относиться с благоговением и трепетом к любому человеку — каким бы никчёмным с нашей точки зрения он ни был. Потому что любой человек — это не наш, а Божий капитал, Его инвестиция. Никто не был приведён в эту жизнь «просто так», ради баловства или забавы. И поэтому каждый — живой ли, или усопший — для Бога — бесконечно ценен!