Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18

09 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Эта притча является непосредственным продолжением беседы с первосвященниками, которые пришли узнать у Христа об источнике Его полномочий после того, как Он изгнал торгующих из Иерусалимского храма. Прямого ответа на их вопрос Христос не дал, так как честным и открытым можно быть лишь тем, кто сам является таковым. У первосвященников же были серьезные проблемы с честностью. Поэтому Господь уклонился от прямого ответа как от бессмысленного и даже вредного. Но все же Он отвечает на вопрос, правда делает это иносказательно, через притчу, которая обращена к народу, но произнесена в присутствии первосвященников.

Не надо быть знатоком Священного Писания, чтобы понять, кого имеет в виду Христос, когда произносит эту притчу. Виноградари — это первосвященники и вообще, вся элита Израиля, рабы, которых хозяин посылает в виноградник — ветхозаветные пророки, которыми упорно пренебрегали правители, и которые были гонимы и убиты, а наследник — это Сам Христос, Которого в скором времени убьют в надежде, что через это действие получится получить независимость от Бога.

Но есть в этой притче и еще нечто очень важное, то, что может пройти мимо внимания нашего современника, но на что не могли не обратить внимание Христовы слушатели. Образ виноградника был им прекрасно знаком из книги пророка Исайи. В частности, в 5-й главе этой книги звучит так называемая Песнь о винограднике. Она говорит о том, что Бог насадил виноградник — Израиль, но Его надежды не были оправданы и потому Он оставит без Своего попечения когда-то созданное Им. У песни Исайи существует прекрасно известное во времена Христа раввинистическое толкование: оно говорит о разрушении Иерусалимского храма в 586-м году до Рождества Христова. Слушатели Христа прекрасно понимали, что слова притчи указывают на то же самое: храм снова будет разрушен, первосвященники подвергнутся суду от Бога, а возделывание виноградника, то есть соблюдение и передача истины о Боге, будет передана другим людям. Именно так и поняли Христа Его слушатели, потому то они и попытались с Ним спорить, сказав «да не будет!». Их можно понять. Ведь сохранение израильским народом истины о Боге — это и национальная идея, и смысл существования, и предмет для гордости. За века люди привыкли к своей избранности. Они начали считать ее чем-то естественным и неотъемлемым. Но Бог как дал, так может и забрать. Конечно, это относится не только к народу Израиля. Опасность начать воспринимать дары Бога как нечто само собой разумеющееся подстерегает абсолютно любого, кто чем-то одарен. А одарен любой человек, у любого есть нечто уникальное, такое, чего нет у других. В конце концов у каждого из нас есть жизнь. Абсолютно у любого есть и свой предмет для гордости. Значит, и опасность лишиться этого подстерегает каждого, кто забудет об истинном Источнике своих дарований и о необходимости соотносить свое поведение с Его волей.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!