Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 1-8

01 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,

02 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

03 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:

04 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

05 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?

06 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

07 И отвечали: не знаем откуда.

08 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

После того, как Господь Иисус Христос изгнал из храма торгующих, к Нему появилось много дополнительных вопросов. Собственно, вся 20-я глава Евангелия от Луки посвящена вопросам со стороны первосвященников с их компанией и ответам на эти вопросы Христа. Первый вопрос самым естественным образом вытекает из только что случившегося: на каком основании Господь изгнал торгующих? Кто позволил Ему это сделать? Кто дал Ему право делать какие-либо распоряжения? Вопрос поставлен очень просто, но в нем кроется ловушка. При любом возможном ответе, можно было бы предать Христа суду. Если бы Он ответил, что изгнал торговцев Своей властью, то Его могли бы изолировать как безумного, который одержим манией величия и вообще опасен для общества. Если бы Он сказал, что действует властью Бога, то это было бы воспринято как открытое богохульство: ведь это означала, что Бог дал кому-то право нарушать принятый порядок, тогда как право говорить и действовать от имени Бога было усвоено первосвященниками. А они, в свою очередь, ориентировались на общепринятое прочтение слов Священного Писания и авторитетных толкователей. С их точки зрения действия Христа — грубое нарушение заповеданного Богом порядка. Понимая все это, а также то, что Его время пострадать еще не пришло, Господь отвечает вопросом на вопрос. Он спрашивает о том крещении, которым крестил Иоанн Предтеча. Тут дело в том, что Иоанново крещение напрямую не вытекает из иудейской традиции. Да, существовали различные виды ритуального омовения, но Иоанн принес нечто совершенно новое, то, чего не было в традиции: он призывал к омовению в Иордане иудеев, и говорил, что исповедание своих грехов, отказ от них и омовение необходимы для подготовки человека к встрече с Мессией. И при этом Иоанна почитали все, его образ жизни и его слова произвели огромное впечатление на израильтян. Сказать, что Иоанн действовал не от Бога было нельзя, простой народ не простил бы этого. Но в то же время и признать его полномочия было невозможно, ведь иудейская знать не стала его в свое время слушать, а просто отмахнулась от него. Первосвященникам ничего не оставалось, как расписаться в собственной некомпетентности, они не знали, откуда было Иоанново крещение, а раз так, то и Христос не стал прямо отвечать на их вопрос.

Как и любой другой евангельский эпизод, этот отрывок заключает в себе множество самых разных смыслов. В частности, он еще раз показывает то, что можно увидеть во множестве других мест Евангелия: Христос не отвечает тем, кто подходит к Нему с той или иной степенью лукавства. А это означает, что ответ от Бога на свои вопросы может получить только тот, кто искренен перед Ним, тот, у кого нет двоящихся мыслей. А если они есть и нет сил от них избавиться, то надо и эти мешающие богообщению заслоны принести Богу и исповедать перед Ним свою немощь. Другими словами, одно из важнейших условий действенной молитвы — совершенная искренность перед Богом.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!