* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 37-44

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Несмотря на то, что апостол Лука не заостряет своего внимания на Елеонской горе и пребывании на ней Христа, с точки зрения апологии мессианства Иисуса из Назарета, упоминаемый апостолом факт входа в Иерусалим со стороны этой горы очень важен. Об этом в свое время писал пророк Захария: «Вот наступает день Господень… Тогда выступит Господь… И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку» (Зах. 14:1–4). Но по апостолу Луке мессианство Иисуса из Назарета раскроется во всей полноте чуть позже, уже в Иерусалиме, а совпадение с пророчеством Захарии — лишь один из множества других фактов, которые, соединяясь в одно повествование, должны укрепить колеблющиеся в вере во Христа умы. К еще одному такому факту можно отнести и окончание сегодняшнего отрывка, в котором Господь произносит трагическое пророчество о будущем Иерусалима, и связывает это незавидное будущее с тем, что Израиль не сумел принять Своего Бога, не сумел узнать Его. Христос говорит, обращаясь к Иерусалиму, что «придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне». Как мы знаем, это пророчество сбылось вскоре после Христова Вознесения — в 70-м году по Рождестве Христовом Иерусалим был уничтожен.

Вообще, история входа Христа Спасителя в Иерусалим послужила к установлению Церковью соответствующего праздника за неделю до Пасхи. Сегодня мы слышали финал этой истории, но не слышали ее начала, нынешнее евангельское чтение умалчивает о транспортном средстве — о молодом осле, оно опускает и другие детали, но доносит до нас радостный возглас учеников: «благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» Нетрудно заметить, что текст этого возгласа имеет некоторое отличие от аналогичного приветствия, приведенного в других трех Евангелиях, в частности, в нем нет слова «осанна», тогда как это практически дословная цитата 117-го псалма царя Давида. Дело тут в том, что апостол Лука старательно убирает из своего Евангелия все арамеизмы, в его тексте число еврейских и арамейских слов сведено к минимуму. Причина такой редакторской правки кроется в адресате Евангелия — в человеке, который говорит по-гречески, которому чужды и еврейский язык, и еврейская культура. Здесь очевидно стремление апостола Луки сделать историю Христа Спасителя универсальной, вывести ее за пределы иудейского мира, и для этой цели он старательно очищает повествование от специфических еврейских слов и выражений. Конечно, в полной мере это сделать невозможно, колорит Ближнего Востока, его традиции остались и в Евангелии от Луки. Но тем не менее, в целом труд апостола Луки — одна из самых удачных попыток перенесения евангельского повествования с языка еврейской культуры на язык культуры Римской империи.