Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 9-16

09 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В сегодняшнем евангельском чтении Христос, обращаясь к Своим слушателям, указывает им на то, что лежит в основе отношений Бога и человека. Для этого Он использует образ, который был прекрасно знаком его ученикам. Это образ пастыря, который заботится о своем стаде. Каждое животное он знает по имени. Более того, за каждое готов рискнуть своей жизнью, что в действительности было делом обычным для древних пастухов. Ведь от этого зависело благосостояние той общины, которая поручила ему этот ответственное дело и к которой он сам принадлежал. Точно так и Бог заботится о каждом человеке и тем более о тех, кто назвал себя Его учеником. Как говорил об этом прп. Серафим Саровский, Бог заботится о каждом из нас так, как будто кроме нас никого на этом свете больше не существует. Лишь от человека зависит, сможет он принять эту заботу или нет.

Безусловно, эта притча говорит не только о качествах Бога. При ее помощи Христос обращается к руководителям христианской Церкви: священникам и епископам. Не случайно этот отрывок читается в храмах, когда мы вспоминаем того или иного выдающегося церковного деятеля, который проявил себя не просто как великолепный администратор, но в первую очередь как заботливый пастырь. Это призыв проявлять ко всякому подопечному личное отношение. Стараться быть человеку отцом и только потом начальником. Это и означает, знать каждого по имени.

Наконец, образы притчи накладывают ответственность не только на пастырей, но и на пасомых. Ведь согрешить против семьи может не только отец своей холодностью и равнодушием, но и ребенок. Это может быть грех как следствие подростковой беспечности. Именно так согрешил против отца блудный сын. Но это может быть и грех Хама, который не просто легкомысленно надсмеялся над отцом. Как человек, переживший потоп и видевший явное действие Бога в жизни своей семьи, Хам был достаточно зрелым и религиозным. Это был грех жестокосердия и равнодушия. Хам не проникся жалостью и сочувствием к своему отцу, который по-человечески сильно страдал, вспоминая гибель в водах потопа множества людей. Вероятно, потому, выпил лишнего и опьянел. Вместо того, чтобы проявить понимание к слабости родителя, покрыть его милостью, он посчитал себя правым судить о его праведности, упрекать в недостатке благочестия и при этом сделал это достоянием общественности. Очень бездушный, фарисейский поступок. Хотя формально Хам был на сто процентов прав.

Итак, притча Христа обращена ко всякому из нас. Норма церковных отношений — это отношения семейные, где все друг друга знают по имени. То есть, стараются проявить личную заботу, снисхождение, милость и любовь ко всякому, кто оказался рядом. И не важно, кто перед нами: начальник, подчиненный или такой же как мы. О каких бы отношениях ни шла речь, в них не место равнодушию или холодной отчужденности. Ведь во всех этих случаях речь идет не о посторонних людях, но о наших братьях и сестрах, у которых один общий отец — Господь Иисус Христос, пастырь добрый.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!