Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 37-45

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Главной темой сегодняшнего чтения оказывается доброта. Подумав над словами Христа мы хотя бы отчасти должны понять, что значит быть внутренне добрым, щедрым и великодушным человеком... По какому пути предлагает идти Христос.

Во-первых, Он начинает с того, что призывает нас не судить. Сам призыв этот иногда совсем неправильно понимается. Кажется, речь идет о том, что бы не говорить плохо о людях, хотя это не вполне точно. Судить — это выносить суд и подводить черту, выражать некоторый итог в оценке человека, говорить не просто «мне кажется он поступил дурно», но считать, что он сам по себе как человек плох. Мы можем рассуждать о поступке, то есть пытаться понять его логику, его качество исходя из обстоятельств совершения... из наших знаний о совершающем. Но честный взгляд на собственные силы покажет нам, что мы в своих оценках никогда не будем объективны, потому что всех обстоятельств знать невозможно... Если же это так, если высказать о поступке и уж тем более о человеке окончательный вердикт мы не можем, перед нами есть два пути: стремиться к тому, чтобы думать о человеке лучше, или наоборот очернить его. Какой же вариант выберет тот, кто призван не судить, какой вариант выберет человек по-настоящему добрый?

В другом месте Христос говорит, что если мы видим брата, который согрешает, мы должны сказать ему об этом. Но как же это совмещается с призывом не судить?

Самым простым образом! Видя, что поступок явно греховный, добрый человек даёт как бы аванс доверия. Он скорее подумает, что ближний не знает правильного пути и ошибается, чем решит, что он действительно плох. Видя даже не самый лучший поступок, добрый человек уверен, что тот, кто его совершает, выбрал наилучший путь и на самом деле стремится к добру, просто ошибается в средствах. Напротив, тот, кто всех вокруг считает злыми — судит их исходя из своей собственной, внутренней атмосферы, собственной картины мира... Он готов увидеть злое даже там, где его нет.

Итак, мы имеем зрение и слух, живем в мире, общаемся с людьми. У нас практически нет выбора, мы видим жизнь во всей ее сложности, видим хорошее и плохое... НО в чем же у нас есть выбор? В том, чтобы стремиться видеть в мире больше добра. Не подозревать людей во зле.

Речь не идет, конечно, о том, что в мире нет злых поступков, нет жестоких людей, тех, кто выбрал зло. И все же, от нас зависит, кого мы будем видеть вокруг себя. Не случайно Христос сказал, что от избытка сердца говорят уста.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!