Евангелие от Иоанна, Глава 15, стихи 17-27
Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 1-2
Перед нами – отрывок из прощальной речи Христа Спасителя, которую Он произнес во время Тайной Вечери. Иисус предостерегает учеников от обманчивого воодушевления, что вот ещё немного – и весь мир будет покорён Мессией и Его учениками. Напротив: апостолов ожидает не всемирная слава, а жёсткое противостояние как со стороны иудеев, так и со стороны язычников. Для того, чтобы это не стало роковым искушением для учеников, Спаситель вкладывает в их ума своего рода «антидот», противоядие. Если Самого Иисуса гнали – то нет ничего удивительного, что также будут относиться и к Его последователям. И это не должно смущать и расстраивать: это нормально, потому что принципы, которые проповедует Иисус, и базовые установки «мира сего» противоположны. Почем так – Спаситель объясняет: ни гонители, ни в целом окружающие не знакомы с Господом Богом, хотя часто уверены в
обратном. Именно поэтому они никак не могут принять Сына Божия, потому что в их глазах Он выглядит самозванцем, а не Его посланником, разрушителем многовековых традиций, Который дерзает подвергать сомнению истинность таких религиозных утверждений, на которых из поколения в поколение росла и крепла религия иудаизма.
Но Христос не только предостерегает: Он и подбадривает учеников словами о том, что обязательно придёт к ним Дух Утешитель, Который разрешит все сомнения и смущения, и то, что сейчас им кажется не вполне понятным, приобретёт полную очевидность: да, их Учитель – действительно долгожданный Мошиах!
В своей речи Спаситель затрагивает очень болезненную для любого верующего тему: насколько представления отдельного человека, да и в целом той или иной религиозной традиции, адекватны, соответствуют Тому, о Ком говорят? Мы ведь из опыта знаем, насколько отличается то представление о человеке, которое формируется, например, из знакомства с его профилем в социальной сети – и живой человек. И это вполне объяснимо: как бы мы ни старались правдиво описывать человека, всё равно это – ущербное представление, в котором мы неизбежно обречены на «додумывание», заполнение множества пробелов. Но ведь и наши представления о Боге – это опять-таки в большинстве – показания других людей, их рассказ, передача их личного переживания Бога – которое опять-таки не может не быть ограниченным! И когда мы обращаемся лично к Богу, мы неизбежно смотрим на Него сквозь плотную пелену тех представлений, которые были нами получены извне. Что-то всё равно проглядывает и сквозь эту пелену – но полноценной картины не появляется.
В лице Иисуса Христа человечеству было дано полноценное Откровение о том, каков же Бог на самом деле. Это полноценный «отпечаток», отображение через человеческую природу Божественной природы: здесь уже не надо ничего «домысливать», всё – очевидно, на поверхности. Но то, что увидели иудеи во Христе, настолько отличалось от привычной мутной картинки, что они оказались перед непростым выбором: либо признать свою давнюю неправоту, либо – уничтожить Иисуса и продолжать жить, как раньше.
У нас, христиан, есть уникальная возможность «сверять» свои представления о Боге с первоисточником: это Таинство Евхаристии, когда причащающийся таинственным образом соединяется с Иисусом Христом, в Котором Божество никоим образом не искажается. И эта «сонастройка» необязательно должна быть всегда «приятной»: порой мы настолько оказываемся в другой «тональности» жизни, что возвращение к изначальной «партитуре» может показаться нам даже разрушительным. Но в этом и проявляется наша вера как сердечное доверие Господу Богу, что мы не своим представлениям верим, а
Ему – вверяя и всю свою жизнь, и наши помыслы, и наши чувства – как бесформенный кусок глины вверяет себя в руки опытного гончара, чтобы он вытянул прекрасный и полезный сосуд!
Помоги же нам, Господи, не пренебрегать Таинством Евхаристии – чтобы почаще быть сонастроенными Тебе!