* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 28-33

28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:

30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;

33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 28-33 (иером. Феоктист Игумнов)
207

Христос Пантократор

Лк., 107 зач., XXI, 28-33 (иером. Феоктист Игумнов)

28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:
30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
32 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;
33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Церковь в своём нынешнем евангельском чтении продолжает передавать слова Христа Спасителя о том, чему надлежит быть в будущем. Ранее Христос говорил о предательстве и о страдании, о ненависти к тем, кто называет себя христианином. Сегодня Христос меняет направление Своей мысли и говорит, что все перечисленное ранее — лишь повод «поднять головы наши», «потому что приближается избавление» (ср. Лк. 21:28). Святитель Григорий Двоеслов пишет по этому поводу такие слова: «Истина увещевает своих избранных, говоря им, как бы прямо так: когда умножатся бедствия мира, когда, при движении Сил, явится страшный Судия, тогда воздвигните главы, то есть возрадуйтесь, потому что, когда кончится мир, которого вы не любили, тогда близко искупление, которого вы желали... Итак, воздвигнуть главы — значит возвысить умы к радостям Небесного Отечества. Следовательно, те, которые любят Бога, получают повеление радоваться и веселиться о кончине мира, потому что они тотчас обретают Того, Кого любят, когда уходит тот, кого они не любили. Невозможно, чтобы верный, желающий видеть Бога, скорбел о потрясениях мира, зная, что при этих потрясениях он заканчивается. Но написано: кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4:4). Следовательно, кто не радуется приближению кончины мира, тот обнаруживает, что он друг сего последнего, а через это самое является врагом Божиим. Но прочь эта мысль от умов верующих, прочь от тех, которые по вере знают, что есть иная жизнь, а по делам любят ее. Ибо скорбеть о разрушении мира свойственно тем, которые корни сердца своего всадили в любовь к нему, которые не желают будущей жизни, которые даже не верят бытию ее».

При определённом угле зрения слова святителя Григория могут быть восприняты как призыв к разрушению всего и вся. Как призыв радоваться от тех бед и горя, которые неизбежно сопровождают человеческую жизнь. И чем больше нестроений и конфликтов, тем лучше. Конечно же, святитель Григорий не радуется человеческим трагедиям. Не радуется войнам и конфликтам, болезням и смерти. Он призывает радоваться тому, что рано или поздно они закончатся, потому что истребится их причина, то есть грех. Можно начать радоваться и по другому поводу, тогда, когда мы без всяких внешних катастрофических причин уничтожаем грех в самих себе, не даём ему расти и множиться. Когда останавливаем его в самих себе. А это возможно лишь в том случае, если перед каждым действием мы задаём себе вопрос: а к чему направлено то или иное моё слово и то или иное моё действие? Если я сейчас расскажу какую-нибудь «остренькую» историю, то станет ли от этого рассказа в мире меньше зла? А если я буду настаивать на справедливости по отношению ко мне, то будет ли моя настойчивость в согласии со словами Христа о кротости как пути к блаженству? Подобные вопросы меняют мир вокруг нас. Он перестаёт быть тем страшным местом, о котором пишет святитель Григорий. И как знать, может быть, если мы все будем бескомпромиссно бороться с грехом в самих себе, то не станет ли эта борьба тем очистительным огнём, через который надлежит пройти миру на пути к Царству Христову?