Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 23-28

23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:

24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.

26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.

27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?

28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что мы услышали историю об исцелении бесноватого. Каждая деталь этого рассказа интересна сама по себе и может многое нам открыть. А потому присмотримся к тексту внимательнее.

Мы сейчас даже не представляем масштабов той власти, которую нечистый имел над миром до пришествия Христа. И природа и люди тяжко страдали в этом рабстве. Косвенно на его масштабы указывают наши сказки, мифы и легенды. В каждом лесу жил леший, в каждом озере – водяной, в морях – русалки, в избе – домовой и т.д. Все это смягченное, адаптированное для детского восприятия отражение реальности тотального господства дьявола над материей. Не случайно Сам Спаситель называет его «князем мира сего». Одно из самых страшных проявлений этого господства – паразитирование, в том числе и на человеке. Подчинение себе его воли, его чувств, его тела. Один из христианских толкователей, Феофилакт Болгарский, так говорит об этом: бесы «плотолюбивы», они «привыкли услаждаться веществом», а потому, когда не живут в телах, то, как бы, терпят большой голод, ведь они не могут заниматься своим любимым делом – причинять страдание живому существу. От этого они страдают сами. Именно поэтому бес вопит, когда Господь изгоняет его из бедняги.

Это чудо настолько потрясло окружающих, что, по словам Евангелия, они оцепенели от ужаса. Почему? Изгнание нечистого из человека было для людей той эпохи не в диковинку. Поэтому в иудейской традиции, как и во многих других, существовали, как бы мы сейчас сказали, экзорцисты. Однако все они совершали изгнание бесов при помощи довольно продолжительных заклинаний и разного рода манипуляций. При этом никто из них не предлагал гарантированного результата. Все понимали, что изгоняет нечистого не человек, а Бог по молитвам человека и по Своему личному усмотрению. А здесь изгнание всего лишь одним словом, прямо на месте, без всякого обращения к Небу, без всяких предварительных подготовок и призывов помощи Божией. Какую огромную власть нужно иметь для этого!? Только ту, которой обладает один Творец.

На эту же исключительность Христа указывает и сам бес. Он называет его «Святый Божий». Это не простое выражение. Если обратиться к языку оригинала, то станет очевидно, что нечистый отличает Его святость от святости других праведников. Выражение «Святый Божий» – прямое указание на то, что Иисус обладает той же святостью, а, следовательно, силой и властью, что и Бог.

Несмотря на то, что лукавый сказал правду, Господь заставляет его замолчать. Зачем он это делает? По одной простой причине: Он показывает окружающим, что с нечистым категорически нельзя входить ни в какой контакт. Даже если он не лжет и излагает факты достоверно, это всего лишь хитрая уловка, чтобы втереться к человеку в доверие, а после, постепенно подливая в правду по капле лжи, заморочить ему голову и погубить.

С приходом Христа лукавый потерял те силы, которые имел. Теперь он приходит лишь туда, где человек всячески противится Евангельскому учению. Это та малая власть, которая у него осталось и которой его наделяет сам человек. Поэтому дай нам, Господи, наполнять свою жизнь Тобою и светом Твоего учения, ведь только там где Ты, обитает подлинная свобода и независимость.

Только что мы услышали историю об исцелении бесноватого. Каждая деталь этого рассказа интересна сама по себе и может многое нам открыть. А потому присмотримся к тексту внимательнее.

Мы сейчас даже не представляем масштабов той власти, которую нечистый имел над миром до пришествия Христа. И природа и люди тяжко страдали в этом рабстве. Косвенно на его масштабы указывают наши сказки, мифы и легенды. В каждом лесу жил леший, в каждом озере – водяной, в морях – русалки, в избе – домовой и т.д. Все это смягченное, адаптированное для детского восприятия отражение реальности тотального господства дьявола над материей. Не случайно Сам Спаситель называет его «князем мира сего». Одно из самых страшных проявлений этого господства – паразитирование, в том числе и на человеке. Подчинение себе его воли, его чувств, его тела. Один из христианских толкователей, Феофилакт Болгарский, так говорит об этом: бесы «плотолюбивы», они «привыкли услаждаться веществом», а потому, когда не живут в телах, то, как бы, терпят большой голод, ведь они не могут заниматься своим любимым делом – причинять страдание живому существу. От этого они страдают сами. Именно поэтому бес вопит, когда Господь изгоняет его из бедняги.

Это чудо настолько потрясло окружающих, что, по словам Евангелия, они оцепенели от ужаса. Почему? Изгнание нечистого из человека было для людей той эпохи не в диковинку. Поэтому в иудейской традиции, как и во многих других, существовали, как бы мы сейчас сказали, экзорцисты. Однако все они совершали изгнание бесов при помощи довольно продолжительных заклинаний и разного рода манипуляций. При этом никто из них не предлагал гарантированного результата. Все понимали, что изгоняет нечистого не человек, а Бог по молитвам человека и по Своему личному усмотрению. А здесь изгнание всего лишь одним словом, прямо на месте, без всякого обращения к Небу, без всяких предварительных подготовок и призывов помощи Божией. Какую огромную власть нужно иметь для этого!? Только ту, которой обладает один Творец.

На эту же исключительность Христа указывает и сам бес. Он называет его «Святый Божий». Это не простое выражение. Если обратиться к языку оригинала, то станет очевидно, что нечистый отличает Его святость от святости других праведников. Выражение «Святый Божий» – прямое указание на то, что Иисус обладает той же святостью, а, следовательно, силой и властью, что и Бог.

Несмотря на то, что лукавый сказал правду, Господь заставляет его замолчать. Зачем он это делает? По одной простой причине: Он показывает окружающим, что с нечистым категорически нельзя входить ни в какой контакт. Даже если он не лжет и излагает факты достоверно, это всего лишь хитрая уловка, чтобы втереться к человеку в доверие, а после, постепенно подливая в правду по капле лжи, заморочить ему голову и погубить.

С приходом Христа лукавый потерял те силы, которые имел. Теперь он приходит лишь туда, где человек всячески противится Евангельскому учению. Это та малая власть, которая у него осталось и которой его наделяет сам человек. Поэтому дай нам, Господи, наполнять свою жизнь Тобою и светом Твоего учения, ведь только там где Ты, обитает подлинная свобода и независимость.

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.