Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 16-26
В сегодняшнем отрывке рассказывается о благочестивом юноше, который подходит ко Христу и спрашивает: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»
Часто человеку все дано, все открыто, но ему кажется этого мало. Он ищет свой особый путь, свое призвание, но при этом забывает, что раз он считает себя сильным, Бог может дать ему ношу, которую трудно будет понести. Давид обращается к Богу: «Господи, укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою», т.е. вот, Господи, моя душа, я возношусь к Тебе всем сердцем, пытаюсь открыться Тебе, чтобы Ты показал мне путь, по которому мне идти. Но так ли подходит к Христу этот юноша, с таким же стремлением?
Мы слышим, что Господь отвечает ему: «Соблюди заповеди».
Мы часто думаем, что путь соблюдения заповедей слишком простой, как подумал и этот юноша. Конечно, он мог воспринимать заповеди формально, как книжники и фарисеи. И он отвечает Христу, что он все это сделал. Само по себе, исполнение заповедей бесконечно важно. Бог сотворил нас для того, чтобы мы стали, такими, как Он. Но каким образом мы можем достигнуть этого в жизни? Как именно это делается? Каков способ? Способ известен: данную нам свободу мы должны направлять на согласие с волей Божией, которая как раз и выражена в заповедях. Не случайно Христос в другом месте говорит: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет». В этом смысл всего нашего жизненного пути – всегда утверждаться в выборе Бога. Он нас сотворил и поместил в мир, дал нам свободу, и смысл нашего пребывания здесь в том, чтобы мы избирали Бога, каждый день, каждый час.
Для абсолютного большинства людей путь соблюдения заповедей – единственный путь в Царство Небесное, единственный путь утвердиться в Боге, как говорит Давид, к Нему возносить душу свою.
Но вот юноша отвечает, что он все это сделал. И раз после этого у него остались вопросы, значит ему этого недостаточно. Тогда Господь говорит ему: «Раздай свое имение нищим и иди за Мной». Если тебе не подходит путь соблюдения заповедей, и ты ищешь особый путь и имеешь на это дерзновение, если ты, на самом деле, хочешь быть совершенным, тогда поступи так, как Я тебе говорю. И что же? Юноша отходит опечаленным.
Дальше евангелист говорит, что ученики очень удивились и сказали, что легче войти верблюду в игольные уши, чем богатому в Царство Небесное, а потом они спрашивают Христа: «Кто же может тогда спастись?» Это выглядит довольно странно. Не стоит забывать, что апостолы – простые рыбаки, вокруг них обычные люди, а не вельможи, купцы, и эти апостолы после слов Христа о невозможности богатому войти в Царство, приходят в смущение. Почему они так удивляются, они не богаты, и слова Христа, возможно, даже не к ним относились? Дело в том, что они почувствовали, что дело не в богатстве и не в его величине, а в отношении к имуществу, деньгам.
Почти все люди привыкли так жить, если у них есть деньги - они чувствуют себя уверенно, если у них есть имущество за плечами, они знают, что у них есть то, на что они могут опереться. Но, если у них этого нет, они чувствуют себя не просто неуютно, но как странник в мире, которому негде главу преклонить. Это создает ощущение постоянной внутренней неуверенности. Человек с момента грехопадения стал свою жизнь основывать не на Боге, а на мире: на деньгах, вещах, продуктах; и это был его внутренний выбор. Дело не в количестве денег, домов, вещей, еды, а в том, что мы возлагаем свою надежду на то, что истлевает, исчезает, и пока мы возлагает на это свою надежду, нам трудно спастись, потому что нас ведет по жизни не Бог, не Ему мы возносим душу свою, а своему имуществу.
Христос, когда говорил, что надо раздать имение, имел в виду, что надо положиться на Него, душу вознести к Нему и идти за Ним. Именно этого выбора не смог сделать юноша. Поэтому ужаснулись апостолы, они совсем бедные, но они знают, что где-то там, в Капернауме стоит лодка на причале, к которой они могут вернуться, если с учителем что-то произойдет. Слова Христа означают, что если они за Ним пошли, то именно Он должен быть основой их жизни, что нужно надеяться только на Него.
В чем же ошибка юноши и правда апостолов? Конечно, не столько в том, что он оказался богатым и не смог все раздать, а они оставили все и пошли за Ним. Дело в другом. Раз они пришли в ужас, значит и для себя чувствовали в этом проблему, значит не все было решено до конца.
На весть их ужас Христос отвечает: невозможное человекам, возможно Богу. Это значит, что юноша ошибся не столько в привязанности к имуществу, сколько в том, что не смог отдать свою жизнь в Его руки, не смог поверить, что с Ним он сможет справиться со всеми трудностями. В отличие от юноши, апостолы пошли за учителем. Они тоже боялись, они не могли на многое решиться, но шли, потому что доверяли Ему.