Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 14-22
Каждый, кто когда-либо старался совершать добрые дела, согласиться, что это далеко не простое занятие. Наряду с внешними трудностями и препятствиями, мы часто сталкиваемся и с трудностями внутренними. Наша натура изменчива. Сегодня я добрый и готов обнять весь мир, завтра у меня плохое настроение, а потому пощады не ждите. Сегодня я совершаю добрые дела бескорыстно, завтра я мучаюсь от осознания того, что мою жертвенность и трудолюбие никто не замечает. Отрывок, который мы только что услышали, предлагает нам своеобразный алгоритм подлинной добродетели.
С чего должно начинаться доброе дело? С молитвенного обращения к Богу. Именно так поступают апостолы, желая помочь людям. Именно в ответ на просьбы Спаситель отвечает Своим ученикам: «Вы сами дайте им есть». Это одна из ключевых мыслей Евангелия: благословение от Бога часто приходит через человека. Человек – посредник. Более того, зачастую Бог может оставаться в стороне и ничего не предпринимать, пока не появиться тот, кто будет готов действовать от Его лица в жизни других людей. Иными словами, Богу нужен соработник.
Далее мы должны обратить внимание на еще одну очень важную деталь. Совершенно не случайно Евангелист упоминает, что после того, как ученики исполнили поручения Христа, накормили по Его благословению голодных пятью хлебами и двумя рыбками, они собрали двенадцать коробов остатков. Их желание послужить ближним, вкупе с благословением Божиим привели к результатам, которые превзошли всяческие мыслимые ожидания и предположения. Для человека нет нерешаемых задач, если он делает свое дело искренне и ему помогает Бог.
Наконец, еще одно. Обращает на себя внимание странное выражение: после чуда насыщения Господь «понудил», то есть буквально, заставил силой, Своих учеников войти в лодку. Зачем это? Поразительный успех вскружил апостолам головы. Видимо, вместе с теми, кто стал свидетелями и непосредственными участниками чуда, они захотели тотчас провозгласить Иисуса царем Израиля. И, скорее всего, именно они были инициаторами этого народного возбуждения. Однако это резко противоречило евангельской проповеди Христа. А потому Господь и заставляет их удалиться.
Для нас это также важный урок. Если у нас есть возможность послужить своим ближним, проявить к ним милость и снисхождение, мы не должны терять голову от тех вдохновляющих результатов, которые получили. Необходимо четко осознавать, что все это совершается силою Спасителя, по Его сокрытому от нас замыслу. Господь будет действовать через человека до тех пор, пока сам человек будет предпочитать оставаться в тени. Только в этом случае та милость, которую мы проявляем к нашим ближним, будет укоренена не в предательски изменчивых человеческих эмоциях, фантазиях и переживаниях, но в неизменной жертвенной любви Христа Спасителя. И наше доброделание будет иметь благие последствия не только для окружающих, но и для нас самих.