Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 1-8
Мф., XII, 1-8 (о. Стефан Домусчи)
1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Всякая религия представляется внешнему наблюдателю системой запретов и повелений, соблюдение которых должно привести человека к Богу, привести его в такое состояние, из которого богообщение оказывается возможным. В жизнь Адама, который совершил грех и отпал от Бога, вошла неумеренность желаний, неспособность контролировать свои мысли и чувства. От Адама она перешла ко всем его потомкам. Конечно, это бессилие неполное, иначе человек вообще не смог бы существовать, но по крайней мере оно очевидно для всех людей, начиная с тех, кто не может обуздать фантазии и заканчивая теми, кто не способен контролировать свой аппетит. Это рабство всегда расстраивало людей, которые стремились к самообладанию и целостности.
И вот Бог, в определенное время, дает человечеству закон, для того чтобы постепенно, через усердие в его исполнении, приучить человека к самостоятельной нравственной жизни. Как человек, с «расслабенный» болезнью не мог ходить и нуждался в поддержке, так и человек расслабленный духовно, нуждался в поддержке закона.
Однако было бы ошибкой думать, что духовная расслабленность подобна лени. Скорее ее можно определить как неспособность быть себе хозяином, а в чем это проявляется, в бессилии побороть лень или наоборот в трудоголизме, порожденном жаждой наживы, это уже не так важно.
Многие помнят, что одной из десяти заповедей Моисея была заповедь о субботе, т.е. о том, что человек должен работать шесть дней в неделю, а седьмой – посвящать Богу и отдыху от работы.
Но насколько этот закон был безусловным? Знал ли он исключения или был абсолютным? Из Евангельского текста мы знаем, что в случае болезни, необходимости заботы о животных и любой экстренной ситуации закон о субботе можно было нарушить. Но чем был сам ветхозаветный закон? Он был лишь костылями, для того, чтобы человек научился слышать Бога и быть хозяином самому себе. Он был лишь образом должного, он только приводил человека к той точке, из которой тот получал возможность идти на встречу с Богом к настоящему полному общению.
Чем же оказывается важен путь? Он важен тем, что позволяет воспитать себя, увидеть главное и второстепенное, разграничить форму и содержание.
Дело в том, что увидеть в Боге Того, Кто даёт тебе правила, значит увидеть в нём внешнего законодателя и контролера. Но в Новом Завете Бог проходит к человеку и живет с ним, показывая ему на собственном примере, как и для чего правило действует изнутри, показывает его внутренний смысл.
В сегодняшнем чтении мы видим, как Христос идет через засеянные поля. С Ним идут ученики и другие люди, которым Он интересен, как проповедник. И вот ученики берут колосья и растирая в ладонях, едят зерна. Формально это считалось нарушением субботы, т.к. было приготовлением пищи, что было запрещено. Но очевидно, что делали они это не от избытка, не от развязности, а от голода. В этом случае заповедь должна была потерять свою ограничивающую функцию. Но для того, чтобы понять это надо было быть настроенным на добро, быть готовым к прощению и извинению, надо было не искать в людях плохое, но надеяться на хорошее. Однако в том-то и была ошибка фарисеев, что они ценили формальный закон больше живого человека, и не были готовы поступиться нормой, ради снисхождения к ближнему, тем более, что в данном случае от этого нарушения никто не страдал. Они были очень образованы, были начитаны, но именно к ним обращены слова Христовы: О если бы вы знали, что значит «милости хочу, а не жертвы»! Формально они знали эти слова, но сердцем не чувствовали. Глядя на их пример, очень важно обратиться к своем сердцу и спросить его, способно ли оно чувствовать чужую нужду, помогать ближнему и искренне радоваться за того, кто с помощью Божьей ее преодолел.