Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41
Многие, возможно, встречались с рекламой разного рода тренингов и занятий, которые учат человека тому как стать лидером, научиться управлять собственной жизнью. Такие занятие не всегда плохи в том смысле, что они могут научить человека ответственности, развить волевые качества, но они всегда обманывают в том, что человек может стать хозяином своей жизни. При всей своей пленительности, эта мысль всегда представлялась христианам ложной. Неслучайно Христос в Евангелии говорит: не клянись вовсе… потому что ты не можешь ни одного локтя прибавить к своему росту, не сможешь сделать свои волосы черными или белыми. Ведь поклясться, это призвать на себя проклятие в случае неисполнения клятвы. И если ты не хозяин даже в собственном теле, то как можешь ты обещать что-то о внешних событиях? Неужели не знаешь, что вся жизнь может измениться в один день, измениться мгновенно…
Иными словами, призывая к трезвости, христианство показывало человеку его реальное место: он — творение Божье, у которого есть свобода и своя мера ответственности, от него зависит многое, но далеко не все. И в этой ситуации, отвечая на вопрос или обозначая намерения, ему достаточно сказать да или нет, ведь в том, что от него зависит, его слово крепко и не нуждается ни в чем, кроме решимости.
Рассуждая о роли своих учеников в мире, Христос показывает им, что они должны явить принципиально иное отношениек тому, что привычно и традиционно. В данном случае речь идёт о борьбе со злом. Спаситель говорит то, что на первый взгляд может показаться возмутительным. Впрочем, таковым оно покажется и на второй, ведь Христос говорит удивительные слова: «...Вы слышали что сказано: око за око и зуб за зуб, а Я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…».
В мире много зла. Отвечая злом на зло, ты только увеличиваешь его количество, ведь злого добра не бывает. И поэтому, если ты добр, ты не имеешь права использовать зло, ты не можешь хотя бы на время стать злым для того чтобы остановить и исправить зло большее. Если ты добр – используй добрые методы, но никогда не используй злые. Это значит, что твое главное, как христианина, оружие – это надежда на Бога и указание на правду, свидетельство о правде Божией в мире. Напротив, жесткое противление оказывается недоверием и попыткой взять ситуацию столкновения в свои руки, стать хозяином положения.
И хотя мы знаем, что в истории христиане оказывались вынуждены вести войны и давать отпор врагу, все это они делали, понимая, что воля Божья в другом, что убийство и жестокость, никогда не станут добродетелью. Никогда и никто, из тех, кто считает себя Его учеником, даже противясь злу, не должен позволять себе смерть и насилие по совести, не должен строить никаких умозрительных конструкций, чтобы их оправдать, ведь несовершенство нашего мира, не изменяет Бога и Его правды в мире. Все может казаться сложным, но на самом деле просто как «да и нет», каждый в совести своей знает, что Бог есть Любовь, он есть Свет, что Дух Его – это дух мира и братолюбия, призвавший нас к свидетельству о Своей правде.