Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 27-32
В разные эпохи отношения к прошлому, к традициям предков, к их жизни и быту было различным. Как и сто лет назад, есть сегодня консерваторы и реформаторы, те, кто против любых изменений, и наоборот, те, кто считают, что только изменения помогают выжить... В отличие от современных обществ, люди слушающие проповеди Спасителя были настроены очень консервативно. В любых ситуациях они апеллировали к древности, к преданию отцов. Именно традиция была важнейшим делом в процессе доказательства своей правоты. Если человек хотел обосновать нечто, он указывал на то, что так делали всегда. Причем особенно важно было найти основания в Св. Писании, в законе Моисеевом, как в том, что незыблемо, как то, что дано самим Богом.
Человек знакомый с Евангелием, не раз встречал на его страницах книжников и фарисеев, которые спорили со Христом, о том как понимать закон и искать ли в нем более глубокие смыслы, чем буквальные. Одной из тем, которые нередко обсуждались, была тема брака..я. Дело в том, что по закону Моисея развод был возможен почти по любому поводу... Но в сегодняшнем чтении мы читаем о том, как Христос говорит: вы слышали что сказано древними: не прелюбодействуй. А я говорю вам, всякий кто посмотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем.
Может показаться, что Христос спорит с Моисеем. Более того, многие были в этом уверены. Но, во-первых, Он как Бог мог изменять нормы, которые дал... А, во-вторых, был ли это на самом деле спор, или речь должна идти о углублении той же нравственной идеи?
Еврейский народ, вышедший когда-то из Египта, не имел никакой традиции нравственной жизни кроме языческой, которую видел в Египте. Он имел лишь остатки веры предков, когда-то покинувших землю обетованную. Именно поэтому первоначальные заповеди, которые даны Богом через Моисея, должны были быть простыми и понятными. Простыми не в смысле исполнения, но в смысле самого содержания: нельзя прелюбодействовать, то есть нельзя изменять супругу или супруге, все ясно и понятно.
И хотя, брак уже тогда осмыслялся пророками как образ отношений Бога и человека, и нарушение верности понималось как предательство Бога... на уровне простого народа брак был договором, целью которого было рождение детей. Возможность развода, низводила его до уровня простого соглашения, он не рассматривался как союз основанный на любви, глубокой и жертвенной.
Людям, которые привыкли к разводам и этой возможностью оправдывали любые свои прихоти, Христос бросает вызов. Он изменяет грубую и внешне простую заповедь на духовную и внутренне сложную. Кому-то она может показаться чрезмерно сложной, но это сложность ведущая к духовному совершенству.
Что же запрещает Христос? Что значит смотреть с вожделением? Вожделение это желание обладания, то есть Христос запрещает относиться к женщине как к вещи, которую можно присвоить, которую можно сделать своей. Таким образом, прелюбодеяние осуждается не только в своем реальном проявлении, но и в духовном – человеком нельзя пользоваться, супружеские отношения должны рождаться как плод любви, а не результат плохо контролируемой похоти. Интересно, что правильный взгляд на женщину, взгляд ответственный и любящий, не позволяет не только грешить самому, но и провоцировать ко греху другого.
На самом деле, с заповедями Евангелия так всегда. Вначале кажется, что оно тебя сковывает и принуждает, но на поверку оказывается, что именно оно возвращает тебе истинную свободу.