Евангелие от Иоанна, Глава 17, стихи 1-13
Слова, которые мы услышали сегодня, – это фрагмент молитвы Спасителя Своему Отцу, произнесенной Им во время Тайной Вечери. В ней содержится ряд глубочайших истин о том, Кто такой Бог и как Он действует в нашей жизни.
Молитва Христа начинается с просьбы о прославлении. «Прославь Меня, и Я прославлю Тебя, т.к. пришел час», – говорит Он Отцу. Очевидно, Господь намекает на приближающийся момент страданий на кресте. Однако из этих слов получается, что крест это не только момент скорби и абсолютного уничижения, но и момент триумфа и славы. О чем же идет речь? Каким образом соотносятся эти две, казалось бы, несоотносимые вещи?
Как бы странно это ни звучало, но именно на Голгофе насколько это вообще возможно в условиях тварного мира, Бог явил Свою подлинную силу и могущество. Именно здесь в полной мере обнаружилось то, кем Он является на самом деле. Добровольной мучительной смертью Спаситель показал, что Бог – Тот, Чья любовь не знает никаких границ. Он показал, что Его слава это не просто ослепительное сияние Вселенского Творца и Правителя, окруженного бесчисленными сонмами ангелов. В первую очередь это слава Абсолютного Существа, Которое способно смириться до того, чтобы ради Своего заблудшего творения стать человеком и умереть позорной и мучительной смертью на кресте. Это слава жертвенной любви, которая готова пойти до предела.
Но ведь именно эта энергия лежит в основе всего нашего бытия, всей нашей Вселенной, которая всеми силами стремится к распаду. Именно благодаря этой энергии стоит мир и не рассыпается на миллиарды разрозненных и враждующих друг с другом атомов-частиц. И вот на Голгофе стало очевидно, что эта сила сосредоточена во Христе. А поэтому этот внешне скорбный момент – это момент Его прославления. Он показал всем, что Бог есть Сама жизнь, ее основания, а не просто абстрактный и далекий вселенский тиран.
Именно христианство впервые с такой очевидностью указало на этот жизненный парадокс. Оказывается, подлинная сила заключается не в том, чтобы обладать большей властью, способностями, возможностями, чем те, кто меня окружает. Подлинная сила – способность отдать что-то ради другого человека. Отдать что-то мне ценное, вплоть до самой жизни. Ведь именно поэтому мы так презираем самовлюбленных негодяев, проживших в довольстве и достатке до самого преклонного возраста, и так чтим героев, которые забыли о себе ради других вплоть до смерти.
Это явный отзвук той вечной, бессмертной славы, которой обладает Господь и которой Он делится со всеми, кто вслед за Ним идет таким непростым путем жертвенной любви.