Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 36-47

Прошедшее столетие приучило полагать, что разум противник веры, что вера возможна тогда, когда разум отключается или же когда разум слаб. Вообще, веру было принято объяснять простым невежеством, недостатком знания и грубостью ума. Многие и сейчас именно таким образом объясняют феномен веры. Но Священное Писание говорит совершенно об обратном. Противник веры не разум, а сердце. Об этом сказал пророк Исайя, эти слова повторил Христос Спаситель. Приятие или неприятие веры лежит в области сердца. По мысли святителя Феофана Затворника, интерес и потребность в неверии, то есть атеизме, вызван прикрытием тех интересов человека, которые не согласны с верой. Эта мысль кажется простой и очевидной. Ведь мы понимаем, что вера далеко не всегда удобна, любой, как принято сегодня говорить, практикующий христианин по своему опыту знает, что вера налагает определённую ответственность, что есть в жизни такие моменты, когда удобнее было бы жить без веры. Только совершенно внешний по отношению к христианству человек может думать, что христианство — удел тех людей, которых постигла какая-то жизненная трагедия. Что единственная функция веры — это утешение и уход от неприглядной и тяжёлой реальности и что только по причине сочувствия к таким людям можно терпеть христианство. Что вера — это перенос ответственности за свою жизнь с самого себя на Бога. Что это отказ от борьбы. Напротив, вера — это умение видеть мир открытыми глазами, такими глазами, которые по мысли Евангелия не ослеплены каким бы то ни было грехом. Вера — это умение идти против всех тогда, когда этого требует Бог. Конечно, здесь речь идёт не о революции и не об анархии, а об отказе от греха тогда, когда грех становится всеобщей нормой. Христос Спаситель с тихой болью говорит о тех людях, которые «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию», но вместе с этим Он не судит их, потому что «пришёл не судить мир, но спасти мир». Спасти мир, то есть дать каждому человеку возможность жить с ясным взором и чистым сердцем, жить с ответственностью и свободой.