Люди во все эпохи испытывали противоречивые чувства, когда речь шла об отношении с божественным миром. С одной стороны им всегда хотелось, чтобы Бог был к ним благосклонен, чтобы Он помогал им, чтобы Он в их жизни участвовал. С другой стороны, они нередко ощущали его присутствие как вмешательство в их частную жизнь, как то, что не дает спокойно жить… Ведь Бог издревле воспринимался как Тот, Кто контролирует поведение, Кто может покарать или наградить за те или иные поступки. Именно поэтому в жизни людей разных вер и конфессий, мы встречаемся такое осторожное отношение к Богу: с одной стороны поиск Его благосклонности, Его участия; с другой, желание жить своей человеческой жизнью, жизнью, в которую никто не вмешивается, которую никто не контролирует. Особенно удобен для человека в этом смысле шаманизм и магизм. Неслучайно даже те, кто считает себя христианами, могут воспринимать Бога магически. Они могут жить своей жизнью, ни о чем и ни о Ком не вспоминать, но при необходимости обращаться к высшей силе, как они ее называют. И если шаманы на духов воздействуют бубном, то многие думают, что с Богом можно договориться с помощью свечей, постов и увеличения молитвословий… Картина печальная, но для многих знакомая.
На самом деле, человек знакомый с христианством знает, что оно и на Бога, и на человека, и на то, какими должны быть их взаимоотношения, смотрит совершенно иначе. Причем отличия не только в том, каким мы представляем себе Бога, но и в том, какие цели мы ставим перед собой. И если для очень многих людей цель жизни заключается в определенном качестве самой жизни, в том, чтобы она стала лучше, полнее… то и цель общения с Богом будет соответствующей, почти рыночной.
Христиане же, говорят, что человек призван к жизни вечной и к бескорыстному общению с Богом в доверии и любви. И значит, само общение может и должно быть другим. Неслучайно, Христос в сегодняшнем чтении говорит, что верующие в Него слушаются Его, знают Его и идут за Ним. И Он дает им жизнь вечную. Но если наша цель — жизнь вечная, значит должен отличаться и наш взгляд на Бога, на меру Его участия в жизни мира. Выражен этот взгляд в сегодняшнем чтении очень кратко. Но услышав эти слова, слушающие берутся за камни… Христос говорит: Я и Отец — одно. И увидев их гнев продолжает... За какое из добрых дел вы хотите победить меня камнями? – спрашивает Он. Не за добрые дела, но за то, что Ты будучи человеком делаешь себя Богом.
Действительно, для многих людей было бы удобнее, чтобы Бог был где-то далеко, чтобы Он только по временам выполнял просьбы, но не вмешивался в их жизнь. Но Христиане верят, что во Христе сам Бог стал человеком и вошел в нашу жизнь. И это утверждение, не какое-то одно из мнений, но самая суть всего Евангельского благовестия.
Почему же для нас так важно видеть Бога в лице Христа? Потому что наша цель не в том, чтобы некий космический помощник обеспечил нашу земную жизнь полнотой своих даров, но в том, чтобы, освободившись от тяжести грехов, достигнуть вечной жизни. И это так не потому что мы нечто заслужили или принудили Его к милости, но потому что Он Сам, по своей любви захотел стать таким как мы, чтобы мы могли стать такими как Он.