Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 35-51
Ин., I, 35-51 (о. Дмитрий Барицкий)
35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви,- что значит: учитель,- где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы услышали сегодня, рассказывает о призвании Христом первых апостолов. Почему же именно их выбрал Спаситель и сделал Своими учениками?
Первые двое – апостол Андрей Первозванный и Иоанн Богослов услышали об Иисусе от своего учителя Иоанна Предтечи. Они пошли вслед за Спасителем, желая получить ответы на свои сокровенные вопросы. Христос Сам подзывает их и спрашивает, что они хотят от Него. Это не простой вопрос. Господь как бы предупреждает их: «Я могу дать вам ответ на то, что вас волнует, только если Вы действительно хотите служить Мне до конца; следовать за мной не из праздного любопытства, не из желания славы и почета, а из бескорыстного, искреннего стремления к Истине». В ответ ученики спрашивают Его: «где живешь», то есть: «пойдем к Тебе, там в более спокойной обстановке мы сможем подробно рассказать, что у нас на сердце, и Ты увидишь чистоту и глубину наших намерений». Ответ Христа, «пойдите и увидите» – не только приглашение к Себе в гости. Это еще и призвание пойти за Ним по этой жизни и на собственном опыте убедиться, что Он именно Тот, Кого они ожидали и Кого так жаждет их сердце. «Идите за Мной и вы увидите, кто Я есть на самом деле».
Нечто схожее мы видим и в случае с призванием Симона. Христос внимательно смотрит на него при первой встрече. Глагол, который используется в греческом оригинале буквально можно перевести, как всматривается, проникает в глубину. Господу открываются самые потаенные и сокровенные мысли и желания Симона. Он видит, что этот человек испытывает в Нем огромную нужду и благодаря своей ревности станет одной из ключевых фигур не только в Его жизни и судьбе, но и в жизни всей христианской Церкви. В знак этого, Христос даже переименовывает его. Дает новое имя, Петр, что с греческого переводится как скала, фундамент.
Наконец, последнее призвание. Нафанаил не хочет идти знакомиться с Иисусом. Он осторожничает, т.к. думает, что это еще один лжемессия. Таких в то время было довольно много. Нехотя он все же следует приглашению: пойди и посмотри. Однако все меняется, когда они встречаются и Спаситель говорит ему, что видел его под смоковницей. Существует предание, что сидя под этим тенистым деревом в одиночестве Нафанаил усердно молился Богу. О чем была эта молитва? Возможно, как человек благочестивый, он молился о скором пришествии Мессии, мечтая посвятить служению Ему всего себя целиком. И вот здесь перед ним Тот, Кто знает об этих его сокровенных помыслах. Нафанаил узнает в нищем проповеднике из Назарета Того Самого, с Кем он тогда вел сокровенную беседу и о Кого так страстно искал.
Итак, во всех трех случаях перед нами скрытая от посторонних глаз искренняя жажда Бога, сокровенное желание бескорыстно служить Ему, посвятить этому всю свою жизнь без остатка. И как ответ на это радость неожиданной встречи, призыв к такому долгожданному личному общению. Приглашение убедиться, что их молитвы и ожидания не напрасны. Господь выбрал учеников по простой причине. Еще до призвания они сами выбрали Его. Сделали Его смыслом, центром своей жизни.
Дай же и нам Господи взрастить в своем сердце такое же стремление к Тебе. Чтобы когда Ты придешь и позовешь, мы бы узнали Тебя и были готовы пойти, куда бы Ты ни позвал, пойти без страха и сомнений. Ведь несмотря на те скорби, которые нас ожидают на этом пути, в итоге всегда будет одно – радость Твоего воскресения, Пасха Господня.