Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 1-17. Комментирует - Евангелие от Иоанна
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 1-17

Поделиться Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 1-17 (о. Дмитрий Барицкий)

Ин., I, 1-17 (о. Дмитрий Барицкий)

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что с вами услышали, читается ежегодно за пасхальным богослужением. Почему же именно этому фрагменту Церковь уделяет такое внимание?

Во вступлении к своему Евангелию апостол Иоанн лаконично, но очень емко излагает то основное, что мы должны знать о Спасителе, зачем Он пришел и к чему призывал. А поэтому отрывок, который мы только что услышали – это пролог ко всей евангельской истории. Своеобразный камертон, который задает ту тональность, в которой и должна звучать в нашем сознании история о Христе.

Свой рассказ апостол Иоанн начинает с важной истины – человек Иисус не просто великий пророк, не просто обещанный Мессия и Спаситель Израиля, Он Сын Божий, Божественное Слово, Он Сам Бог, Тот, Кто вместе со Своим Отцом был, и есть, и будет всегда. Именно с Его помощью Бог-Отец некогда сотворил этот мир. Все через Него получило жизнь. Именно в Нем все существующее имеет источник своего бытия.

Вторая важная мысль, которую сообщает нам Евангелист, – Божественное Слово стало плотью. Мысль неподъемная для человеческого ума. Могущественный Творец, Вездесущий Абсолют стал таким же, как мы, человеком. Для чего? Чтобы в каком-то смысле повторить то, что уже сделал один раз в самом начале вселенской истории. Не случайно первые строки Евангелия от Иоанна, «В начале было Слово», так перекликаются с началом Библии, «В начале сотворил Бог небо и землю». Евангелист делает важный намек, как тогда Бог при помощи Слова творил мир, так и сейчас при помощи Иисуса Христа, воплотившегося Слова, Он творит новый мир, вместо старого, искореженного грехом и смертью. Он дает человеку, а через него и всему Своему творению еще один шанс. Вдыхает в него новую жизнь.

Однако настолько глубоко в человек тьма пустила корни, что даже те, кто ждал пришествие Спасителя, «свои», то есть еврейский народ, Израиль, не узнали Его. Конечно же, апостол Иоанн говорит не только о единоплеменниках Христа. Он указывает на ключевую проблему, а вместе с тем и парадокс всей человеческой истории, личной истории каждого живущего на земле. Ведь так же как и евреи тогда, всякий человек ждет чуда, ждет Бога, Его помощи, зовет, чтобы Он вошел в его жизнь, наполнил ее светом, а когда Бог приходит, не узнает Его. Гонит от себя. Почему? Потому что отвык от света. Для него это нечто чуждое, непривычное, резкое и неприятное. То, что вызывает дискомфорт. От чего нужно спрятаться.

Евангелист говорит и о тех, кто принял Спасителя. Господь им дал особую власть – стать чадами Божиими. Конечно, речь идет не о том, что уверовавшие во Христа стали обладать какими-то суперспособностями. Просто уже здесь на земле они каждый в свою меру становятся участниками нового мира. Вступают в область жизни. Это сокровенный опыт. Мы вынашиваем эту новую жизнь в себе, словно мать вынашивает младенца в своей утробе. Посторонний не сразу может заметить беременность. Но, как мать чувствует своего ребенка, так и всякий христианин в своем сердце чувствует, как эта жизнь растет и ширится. Как порой она пробивается наружу переживанием благодати. Это и есть залог будущего обновления. Залог будущей победы над смертью, которую совершил Спаситель. Это и есть причастие Новому творению. Причастие Светлому Христову воскресению, Пасхе Господней! Христос воскресе!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!