Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 1-17
Ин., I, 1-17 (о. Дмитрий Барицкий)
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что с вами услышали, читается ежегодно за пасхальным богослужением. Почему же именно этому фрагменту Церковь уделяет такое внимание?
Во вступлении к своему Евангелию апостол Иоанн лаконично, но очень емко излагает то основное, что мы должны знать о Спасителе, зачем Он пришел и к чему призывал. А поэтому отрывок, который мы только что услышали – это пролог ко всей евангельской истории. Своеобразный камертон, который задает ту тональность, в которой и должна звучать в нашем сознании история о Христе.
Свой рассказ апостол Иоанн начинает с важной истины – человек Иисус не просто великий пророк, не просто обещанный Мессия и Спаситель Израиля, Он Сын Божий, Божественное Слово, Он Сам Бог, Тот, Кто вместе со Своим Отцом был, и есть, и будет всегда. Именно с Его помощью Бог-Отец некогда сотворил этот мир. Все через Него получило жизнь. Именно в Нем все существующее имеет источник своего бытия.
Вторая важная мысль, которую сообщает нам Евангелист, – Божественное Слово стало плотью. Мысль неподъемная для человеческого ума. Могущественный Творец, Вездесущий Абсолют стал таким же, как мы, человеком. Для чего? Чтобы в каком-то смысле повторить то, что уже сделал один раз в самом начале вселенской истории. Не случайно первые строки Евангелия от Иоанна, «В начале было Слово», так перекликаются с началом Библии, «В начале сотворил Бог небо и землю». Евангелист делает важный намек, как тогда Бог при помощи Слова творил мир, так и сейчас при помощи Иисуса Христа, воплотившегося Слова, Он творит новый мир, вместо старого, искореженного грехом и смертью. Он дает человеку, а через него и всему Своему творению еще один шанс. Вдыхает в него новую жизнь.
Однако настолько глубоко в человек тьма пустила корни, что даже те, кто ждал пришествие Спасителя, «свои», то есть еврейский народ, Израиль, не узнали Его. Конечно же, апостол Иоанн говорит не только о единоплеменниках Христа. Он указывает на ключевую проблему, а вместе с тем и парадокс всей человеческой истории, личной истории каждого живущего на земле. Ведь так же как и евреи тогда, всякий человек ждет чуда, ждет Бога, Его помощи, зовет, чтобы Он вошел в его жизнь, наполнил ее светом, а когда Бог приходит, не узнает Его. Гонит от себя. Почему? Потому что отвык от света. Для него это нечто чуждое, непривычное, резкое и неприятное. То, что вызывает дискомфорт. От чего нужно спрятаться.
Евангелист говорит и о тех, кто принял Спасителя. Господь им дал особую власть – стать чадами Божиими. Конечно, речь идет не о том, что уверовавшие во Христа стали обладать какими-то суперспособностями. Просто уже здесь на земле они каждый в свою меру становятся участниками нового мира. Вступают в область жизни. Это сокровенный опыт. Мы вынашиваем эту новую жизнь в себе, словно мать вынашивает младенца в своей утробе. Посторонний не сразу может заметить беременность. Но, как мать чувствует своего ребенка, так и всякий христианин в своем сердце чувствует, как эта жизнь растет и ширится. Как порой она пробивается наружу переживанием благодати. Это и есть залог будущего обновления. Залог будущей победы над смертью, которую совершил Спаситель. Это и есть причастие Новому творению. Причастие Светлому Христову воскресению, Пасхе Господней! Христос воскресе!