Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Пятница шестой седмицы
4.Nekto_ukazyvaet_Iosifu_put_v_Dafan_gde_pasli_stado_bratya_ego

Некто указывает Иосифу путь в Дафан, где пасли стадо братья его

Книга пророка Исаии. Глава 66, стихи 10-24.

10 Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем,
11 чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его.
12 Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать.
13 Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.
14 И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается.
15 Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем.
16 Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.
17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей,- все погибнут, говорит Господь.
18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.
19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою
20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь,- подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде.
21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.
24 будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Чтение, которое мы сегодня услышали, представляет собой окончание книги пророка Исаии. Слушая комментарии на пророчества, каждый, думаю, заметил, что эта книга очень многогранна и сложна по внутреннему содержанию. Иудеи отпадают от Бога, получают наказание, раскаиваются и обретают Божественную поддержку.

Итак, последние дни перед страстной седмицей — это одновременно и последние дни перед крещением тех, кто долгое время готовился, к тому, чтобы войти в общение с Богом. Впрочем, и те, кто когда-то, в свое время уже вошел в Церковь — оказываются призваны пережить духовное обновление. Ведь, если пост — это весна духовная, он необходим не только оглашенным, но и верным. Необходим для того, чтобы вспомнить историю своего вхождения в Церковь, минуты своего обращения... чтобы вернуться в начало и пройти этот путь еще раз... путь от бессмыслицы к смыслу, и от уныния к радости.

Самое главное, что должны были усвоить те, кто слушал книгу пророка Исаии: путь иудейского народа — это путь каждого человека. Народ поражен бедствиями, потому что попал в плен греха. Но история падения народа — это история свободных поступков конкретных людей. И если это так, значит и возвращение к жизни — это не просто общее исправление жизни — это исправление каждого конкретного человека... Итак, история народа Божьего — это история любого человека, потому что любой человек — Божий.

Люди слышали слова пророка и примеряли их к себе в течение всего поста... Вместе с согрешившими они должны были увидеть проблему, вместе с наказанными — раскаяться... и вот наконец они слышат: Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Бог направляет к нему благоденствие как реку, и богатство народов — как разливающийся поток... Иерусалим снова становится домом для народа! Но если История народа — это история тех, кто избрал Бога, значит язычник, который обратился, слышал в этих словах утешение, обращенное к нему. Здесь в Церкви, как новом Иерусалиме, он оказывался дома... то есть мы оказываемся дома, потому что с тех пор двери дома Божия открыты для всех.

Вместо тех, кто решил оставаться во грехе, к Богу приходят те, кто вовсе не слышал о Нем и не видел славы Его... Они возвещают народам славу Божию и представляют все народы земли в дар Господу, потому что Бог творит все новое, новое небо и новую землю... Сами отношения человека и Бога станут новыми, и в этих уникальных новых отношениях сможет участвовать каждый, обновившись умом и сердцем, и всей своей жизнью.

Бытие. Глава 49, стих 33, Глава 50, стихи 1-26.

33 И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.

ГЛАВА 50.

1 Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его.
2 И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля.
3 И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней.
4 Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так:
5 отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. [Слова Иосифа пересказали фараону.]
6 И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя.
7 И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской,
8 и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем.
9 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик.
10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней.
11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане.
12 И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им;
13 и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре.
14 И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.
15 И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за всё зло, которое мы ему сделали?
16 И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря:
17 так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.
18 Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.
19 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога;
20 вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей;
21 итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их.
22 И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет.
23 И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа.
24 И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.
25 И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.
26 И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

«Не бойтесь, ибо я боюсь Бога», — пожалуй, одна из самых гениальных фраз Ветхого Завета. Конечно, сила этого выражения напрямую зависит от личности того, кто ее произносит. Иосиф сумел не только сохранить целомудрие, он умел не держать зла на кого бы то ни было. Умел прощать обиды и предательство. Умел видеть во всем происходящем руку Богу. Иосиф жил в присутствии Божием. Каковы признаки такой жизни? Главный из них показывает сегодняшнее чтение. Человек, который живёт в присутствии Бога не станет мстить, а, напротив, он вознаграждает благодеяниями тех, кто согрешил против него. Он поступает так не по слабости характера и не по своей выгоде, а в подражание действиям Бога. Бог прощает кающихся. Не вспоминает наших грехов и выставляет счетов. Он не калькулирует наше добро и наше зло. Он даёт Свою помощь всем. Во времена Ветхого Завета это было непонятно. Потому что тогда Бог меньше всего ассоциировался с любовью. Бог в восприятии Ветхого Завета это, скорее, тиран, с которым было необходимо общаться соответствующим образом. Видеть в Боге любовь и подражать Ему могли лишь немногие, Иосиф, наверное, самый яркий человек из этих немногих. Обидно, что с проявлением ветхозаветного отношения к Богу и, как следствие, друг к другу мы сталкиваемся и сегодня, во времена Нового Завета. Мы помним грехи друг друга, тщательно храним их в памяти и дополняем их все новыми и новыми подробностями. Зная учение Христа, читая Его Евангелие мы обделяем своим вниманием основной посыл Его нравственного учения: Бог милует не за что-то, Он милует просто так. Он сначала исцеляет грешника, а потом говорит «иди и больше не греши». И не ставит каких-либо камер наблюдения для того, чтобы отслеживать выполнил ли исцелённый человек этот наказ или нет. Чаще всего нет. Человек продолжает грешить, приходит снова и снова просит прощения, но Бог не ведёт учёт количества наших обращений к нему за прощением. Но мы в отношении друг друга ведём. Все учитываем и все взвешиваем.

Сегодняшним чтение заканчивается Моисеева книга Бытия. Слова Иосифа «не бойтесь, ибо я боюсь Бога» — главное, до чего дошло человечество за всю ту историю, которую доносит до нас первая книга Библии. В этих словах и вера, и понимание, и любовь, и практическое следствие понимающей веры, исполненной любви. Дай Бог, чтобы и в жизни каждого из нас была такая же вера!

Притчи Соломона. Глава 31, стихи 8-31.

8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью.
19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее.
23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
25 Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
28 Встают дети и ублажают ее,- муж, и хвалит ее:
29 "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их".
30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела́ ее!

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В книге Притч царь Соломон довольно много говорит о женщинах и их качествах. Величайшим бедствием семьи и проклятием для мужа он считает сварливую и ленивую жену. В том отрывке, который мы только что услышали, Соломон рисует перед нами противоположный образ — это образ мудрой женщины, которая во всем достойна похвал. Какая же она, идеальная жена, согласно библейскому представлению?

Ее основное качество — это трудолюбие. Она не сидит без дела. Не сплетничает и не перемывает кости окружающим. Она полностью сосредоточена на работе. Что важно — ее деятельность предметно-конкретна. Она не занимается вещами, которые не касаются непосредственно ее семьи. Все, что она делает каким-то образом связано с созиданием домашнего очага. Иными словами, она всеми возможными способами наполняет дом своей душой. Согласитесь, что такое под силу только женщине. Каким бы утонченным, чутким, заботливым ни был мужчина, создать дома атмосферу тепла и уюта так же, как это может сделать внимательная жена, у него не выйдет. Ведь не случайно говорят, что муж — ребра и грудная клетка, а сердце — это жена. Функция мужа в большей степени социальная. Он сидит у ворот города. На древнем востоке ворота — это центр городской жизни. Именно там собирались мужчины и обсуждали важные вопросы, решали насущные проблемы, принимали послов, заключали союзы и готовились к войне. Полноценно они могли делать это именно благодаря кропотливому труду женщины, на которой держался домашний быт. Поэтому чем самоотверженнее жена посвящала себя дому, тем выше было ее достоинство не только в глазах ее мужа, но всего общества. По словам Соломона, подлинная красота женщины заключается отнюдь не в миловидности и внешней привлекательности, но в способности нести это жертвенное служение.

Можно считать ту модель семейных отношений, которую предлагает Библия, устаревшей, архаичной, слишком авторитарной. Модель, где женщине отводится далеко не первое место в жизни социума. Во многом это так. Но, с другой стороны, давайте вспомним, кому Христос явился первым после Своего воскресения. Отнюдь не мужчинам, не апостолам. Он явился тем, кто молчаливо сопровождал Его и служил Ему на протяжении всех Его земных скитаний, а потом, рыдая стоял у креста, когда все близкие ученики в страхе разбежались. Господь явился женщинам, которые пришли помазать Его тело благовонными маслами. Именно они за свою преданность первые сподобились приобщиться к радости Пасхи.

А потому, неважно, мужчина мы или женщина, постараемся подражать образу трудолюбивой женщины, о которой сегодня говорил Соломон. Для того, чтобы найти свое место в этой жизни, снискать признание и любовь окружающих, не обязательно находиться на первых позициях, в центре внимания. Просто следует самоотверженно совершать ту работу, какую ты выполняешь. Тогда люди обязательно проникнуться к тебе уважением. А Бог, видя наше усердие, непременно поддержит нас в нашем нелегком труде и однажды наградит радостью Своего посещения.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!