Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Четверг шестой седмицы
st_pokrov_10_7_Iakov

Роспись храма Покрова Богородицы, в с. Старый Покров, св. праотец Иаков.

Книга пророка Исаии. Глава 65, стихи 8-16.

8 Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение"; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить.
9 И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там.
10 И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор - местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня.
11 А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени,-
12 вас обрекаю Я мечу, и все вы прекло́нитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне.
13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; 14 рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.
15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем,
16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины,- потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Богословы, философы говорят о кризисе современной цивилизации, психологи говорят об фрустрации, о чувстве отчужденности и разобщенности. Психиатры говорят об эпидемии депрессии... Но простой человек, часто не понимающий никаких терминов и даже не привыкший к тому, чтобы всерьез задумываться о своей жизни, просто чувствует себя все более и более одиноким, оставленным в мире, тонущим в круговороте событий. Не мудрено, что даже не имея привычки задумываться о смысле жизни, человек в бессилии опускает руки и спрашивает, обращаясь к мирозданью, сколько же можно? Зачем все это? Кому это нужно? Кому нужна моя жизнь? Ответы обычно не заставляют себя ждать, хотя и носят скорее бытовой характер. Ты можешь быть нужен начальнику, подчиненным, сотрудникам, членам семьи и т.д.

Но нужен ли ты самому себе? Нужен ли миру? И, наконец, Богу?

Причем вопросы эти оказываются глубоко связанны друг с другом. Сегодняшнее чтение начинается со слов Бога, который сравнивает свой народ с виноградной гроздью. Если она осталась целой, если сохранила в себе сок — ее оставляют, так как она оказывается нужна. Конечно, гроздь не может отвечать за свое состояние, не может оставить себя целой или сохранить в себе сок, но ведь это только образ. Образ, который говорит о людях, о тех, кто вполне в состоянии быть активными и самостоятельными.

Сок в грозди — это то, что в ней должно быть, то ради чего она существует. Это не что-то для нее новое, внешнее, но то, что для нее естественно. Перенося образ грозди на народ и отдельных людей, мы понимаем, что Бог не говорит о чем-то сверхъестественном для людей, наоборот лишь о том, чтобы они стремились исполнить свой смысл, то ради чего они существуют.

Конечно, для современного человека христианство не является единственной верной точкой зрения. Вокруг столько тех, кто предлагает быстрые и простые решения... Да и существует ли оно вообще: человеческое предназначение. Если появление человека случайность — об этом смешно говорить. По-настоящему в мире без Бога ни у кого нет предназначения.

И все же, если через все шумы мира мы расслышим голос Бога, Он расскажет каждому из нас, для чего мы существуем, потому что именно Он нас сотворил. Именно Он знает для чего нам даны те душевные силы, которые мы в себе обретаем. Изменяя Богу, мы изменяем не кому-то внешнему, мы изменяем сами себе. Он зовет нас и хочет поведать нам правду о нас самих, хочет вывести нас из плена и вернуть нам то, что принадлежит нам по праву... Но для того, чтобы понять, что он нужен Богу, человек должен стать нужен самому себе, должен к себе обратить все эти вопросы.

Бытие. Глава 46, стихи 1-7.

1 И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака.
2 И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я.
3 Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий;
4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои.
5 Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его.
6 И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет,- Иаков и весь род его с ним.
7 Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Несмотря на все очевидные выгоды жизни в Египте, Иаков не спешит туда переселяться. В этой неспешности кроется ещё одно проявление мудрости праотца Иакова: в Египте было в то время слишком хорошо, был риск остаться там навсегда, попросту раствориться среди египетского населения. Это с одной стороны. Но само по себе растворение одного народа в другом не страшно, страшно же утратить веру в Единого Бога и начать поклоняться языческим богам. Понимая, что жить ему осталось совсем немного и что среди его сыновей нет человека, подобного ему, Иаков вполне справедливо опасался этого растворения с сопутствующим ему уходом от монотеизма. Для этого у него были все основания: чего ждать от людей, которые хоть и давно, но исключительно из-за ревности решили продать своего брата? Можно ли вообще такое забыть? Простить можно. Но вычеркнуть из памяти — вряд ли. Иаков вполне справедливо предпочитает свободу и Бога египетскому благополучию. По своей воле он бы не принял решение переселяться в Египет. Но здесь в очередной раз вмешивается Сам Бог. Иаков вообще не был склонен к странствованиям. Все его перемещения с места на место происходили не иначе как после очередного богоявления, в котором Бог, как и прежде, обещал быть с Иаковом. Повторяет Бог и то обетование, которое дал Иакову задолго до этого: Бог обещает произвести в Египте от Иакова народ великий. Именно там, в Египте, в условиях несвободы и убаюкивающей сытости было исполнено обетование, которое повторялось неоднократно в жизни деда Иакова Авраама и в жизни отца Иакова Исаака. В Египет пришла одна, хоть и большая, семья, а из Египта вышла целая нация.

Но почему же Бог принял решение формировать Свой народ именно в Египте, а не в Ханаане? Существует мнение, что дело тут в том, что ханаанские племена были родственны семейству Иакова. Они говорили на одном языке, были одной крови. Тогда как египтяне радикально отличались от жителей Ханаана. Граница между потомством Иакова и населением Ханаана с его языческими культами была довольно условной. Но между египтянами и семейством праотца Иакова была стена непонимания и культурной разницы. Порабощение со стороны египтян было меньшей опасностью, чем свобода среди жителей Ханаана. Иаков не мог определить риски. Но Бог мог. У Бога была цель сформировать народ святой. Не в смысле безгрешности, а в смысле отделённости. То еврейской слово, которое мы переводим как «святой» говорит как раз об отделённости. В абсолютном смысле свят лишь Бог, потому что Он не причастен сотворённому Им миру. Бог пребывает отдельно от мира и никак от него не зависит. Так и народ Божий должен был, с одной стороны, жить в мире, а с другой, пребывать от него отделённым для сохранения истинного богопочитания. Он должен был быть святым. И лучшего места для формирования такого народа, чем Египет, на тот момент попросту не существовало.

Притчи Соломона. Глава 23, стихи 15-35. Глава 24, стихи 1-5.

15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;
16 и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.
17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;
18 потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.
20 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:
21 потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.
22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.
23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.
24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.
25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.
26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,
27 потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь;
28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.
29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же".

ГЛАВА 24.

1 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
2 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
3 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
4 и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
5 Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, направлен против порока, который довольно распространен в нашем мире. Речь идет о чрезмерном употреблении пищи, причем в самых разных ее ипостасях: начиная с лакомства кондитерскими изделиями, заканчивая злоупотреблением спиртным. Зачастую в христианской традиции все эти пристрастия называются одним словом — чревоугодие.

В чем главная опасность этой зависимости? Самое очевидное — проблемы с телесным здоровьем, что понятно, всякому. Однако, премудрый Соломон обращает наше внимание на то, что из-за чревоугодия страдает не столько тело, сколько душа. И дело здесь не только в пристрастии к лакомству. Сам по себе этот порок не так разрушителен, как, например, злоба, сребролюбие или гордость. Проблема в том, что грех никогда не приходит в одиночку. Даже самый незначительный порок влечет за собой другие, более тяжкие. Это подобно лавине, которая очень часто бывает результатом весьма незначительной причины: например, достаточно одного неловкого движения горнолыжника на склоне горы, чтобы срезать фирн, и его товарищей, как и его самого покрыли тонны снега. Так и здесь, за чревоугодием словно снежный ком следуют другие пороки, часто более свирепые и разрушительные. Одно из его самых опасных последствий — лень и нега, а именно, расслабленность ума и тела, за которыми в свою очередь неизбежно приходит распутство. Именно таков алгоритм развития любой пирушки. Сначала безудержное веселье, наутро — сонливость, головная боль, похмелье, уныние, отсутствие жизненных сил. Затем — желание приободрится, привести себя в тонус любыми доступными средствами... И опять все по кругу. Так от застолья к застолью в человеке постепенно возрастает отвращение ко всякому труду, пропадают интерес к жизни. А потому последствия чревоугодия и соединенных с ним пороков бывают по-настоящему трагичны. Промотав главное сокровище, время, отвыкший от труда кутила становится нищим, а лучше сказать духовно и душевно оскудевшим, выпитым до дна, словно пустая чашка.

Поэтому и говорит Премудрость устами царя Соломона: «отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». О чем идет речь? Когда мы отдаем свое сердце Богу, мы соглашаемся на то, чтобы Господь стал хозяином нашей души и охранял ее как Свою собственную. Взамен на это мы получаем силу замечать, что результатом наших, казалось бы, незначительных поступков, и душевных движений могут быть весьма разрушительные последствия. Мы становимся способными вовремя различить опасность соблазнов, избегать их и даже побеждать. А потому, дай же нам, Господи, научиться не пренебрегать Тобой вплоть до того, чтобы вручать Тебе всю свою волю и делать именно Тебя подлинным Хозяином своей жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!