. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Четверг пятой седмицы
69-5

Бог Саваоф. XIV в.

Книга пророка Исаии. Глава 42, стихи 5-16.

5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы.
8 Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.
10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.
11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё;
15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера;
16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Как показывает практика, мы очень редко помним о том, что человек не самобытен. О том, что источник нашего бытия находится вне нас самих. Можно сколько угодно погружаться в безусловно нужные и со всех сторон полезные исследования природы человека, сколько угодно избирать для себя правильный образ жизни с соответствующими этому образу диетами, но нет абсолютной никакой возможности сделать так, чтобы источник жизни со вне перешёл внутрь. Именно с этой мысли и начинается сегодняшний отрывок из книги пророка Исайи: «Так говорит Господь Бог... сотворивший небеса и пространство их, распростёрший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней». Любой зрелый христианин прекрасно понимает мысль Исайи: да, все от Бога. Да, само дыхание — от Бога. Оно может прекратиться в любую секунду без каких-либо видимых причин. Просто потому, что такова воля Бога. Пытаться ее понять в полной мере — невозможно. Это тот путь, по которому прошёл Иов. Мы помним, что в книге его имени Бог на все вопросы Иова задавал Свои вопросы, на которые у человека нет и не может быть ответа. А раз нет ответа, то не может быть и разума достаточной силы, чтобы понять логику действий Бога. Для нашего разума это невыносимо. Это та ноша, от которой хочется всеми силами избавиться. Нам хочется определённости и понимания. Кто-то отчаивается и перестаёт искать ответы. Кто-то избирает для себя удобную схему, прячется внутрь её и не выходит за ей очерченные рамки. Последняя реакция — простые схемы — наиболее популярны среди христиан. Ведь мы зачастую полагаем, что наша христианская жизнь должна давать зримые плоды, в том числе и плод понимания того, как все устроено. К примеру, если кто-то умирает молодым, мы, памятуя о том, что за всем происходящим так или иначе стоит Премудрый и Всеблагой Бог, в качестве утешения предлагаем незатейливую мысль: «так лучше, просто мы не все знаем». В самом деле, мы не все знаем. Но не знаем мы и как лучше. Лучше ли было бы этому человеку умереть или лучше ли было бы жить. У нас есть голый факт: человек ушёл, Бог по Одному Ему ведомым причинам, которые абсолютно непостижимы для нас, перестал «давать дыхание» этому человеку. Это трагедия. Но именно в этой трагедии, с теми, кто скорбит, с теми, кто ищет ответы и пребывает Христос. Он с ними. Не с теми, кому все ясно, кто благополучен и всем доволен. Он — со скорбящим и страдающим человеком. А потому нет более прямого пути встречи со Христом, чем путь жизни с сердцем, открытым к боли другого человека.

Бытие. Глава 18, стихи 20-33.

20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: 28может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Содом и Гоморра были крупными центры древней Палестины. В одном из них, в Содоме, жил племянник Авраама Лот. В том отрывке, который мы только что услышали, Бог под видом трех путников является Аврааму и рассказывает ему о Своем намерении посетить эти города. Причина визита отнюдь не радостная. По словам Творца, жители полисов очень грешны. Грешны до такой степени, что земля вопит об их преступлениях и этот вопль доходит до неба. Именно поэтому Господь идет туда творить суд.

Узнав об этом, праведник вступает в разговор с одним из ангелов, в образе которого христианская традиция обыкновенно предлагает видеть Сына Божьего, Иисуса Христа. Весь диалог — это исполненные смирения и кротости попытки патриарха умолить Господа проявить милость над грешными городами, отложить наказание. Ведь среди жителей в городах могут оказаться и праведники. Мы видим, как в своей молитве к Богу Авраам постепенно уменьшает число людей, ради которых города необходимо помиловать. Так он доходит до числа десять. Уж десять то человек, считает Авраам, наверняка должно найтись в Содоме и Гоморре. Господь прислушивается к патриарху: Он принимает его условия и соглашается отменить казнь.

Увы, но зло так укоренилось в сердцах горожан, что даже среди такого огромного количества жителей не нашлось и десяти, кого можно было бы назвать порядочными людьми. Как мы помним, они пытаются совершить насилие над ангелами, приняв их за обычных людей. Учитывая древневосточный обычай гостеприимства — дерзость неслыханная. В итоге Содом и Гоморра уничтожены. Согласно предание, их руины до сих пор покоятся под водами Мертвого моря, огромного соленого водоема, который расположен на юге Палестины. От бедствия спасаются всего лишь четыре человека — это племянник Авраам Лот, его жена и две их дочери. Их ангелы выводят из города в самый последний момент.

Несмотря на то, что эта история пропитана трагизмом, в ней присутствуют и радостную моменты. Бог не вселенский равнодушный тиран, которому и дела нет до того, что твориться на земле. Да, Он долго терпит. Но делает это в первую очередь по Своей милости, ожидая, что тот, кто живет во грехе, изменит свою сознание, раскается. Более того, Он слышит своих людей, считается с их просьбами и мольбами. От человека требуется лишь одно: приучить себя обращаться к Богу не только словами, но в первую очередь всей душой. Ведь только молитва смиренного и сокрушенного сердца приятна Господу и обладает такой же силой как молитва праведного Авраама.

Притчи Соломона. Глава 16, стихи 17-33. Глава 17, стихи 1-17.

17 Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.
23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
24 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он - печь злобы].
31 Венец славы - седина, которая находится на пути правды.
32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
33 В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.

ГЛАВА 17.

1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
3 Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь.
4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
6 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.] 7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.
8 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.
16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]
17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Попадая в трудную ситуацию практически первое, о чем мы думаем: «Эх, если бы я раньше знал, что произойдет, я бы поступил иначе...» Или, как говорится: «знал бы где упасть, соломки бы подстелил». К сожалению, многие наши проблемы кажутся совершенно непредсказуемыми. И все же, так ли это на самом деле? Или все же, некоторые сложности и падения вполне очевидны и мы могли бы предвидеть печальный исход?

Большая часть событий, которые происходят в нашей жизни от нас не зависит. Мы не выбираем кем и где родиться, какое воспитание получить. То же можно отчасти сказать и об образовании. Кроме того, многое в нашей жизни происходит независимо от нас, просто потому, что мы окружены другими людьми, такими же свободными личностями, как и мы. И все же, последствия наших собственных поступков и состояний мы хотя бы отчасти можем предугадать, несмотря на то, что на первый взгляд они никак не связаны.

Так, например, сегодняшнее чтение говорит о том, что «погибели предшествует гордость, и падению — надменность». Человек светский услышав подобные рассуждения, не увидел бы между гордостью и погибелью никакой непосредственной связи. Но если не забывать о том, что Бог творец мира и именно Он вложил в него законы, по которым мир существует, станет понятно, что гордость — это не просто черта характера или лёгкий порок, с которым можно жить. Это внутренняя закрытость от всех, ложная уверенность в том, что ты лучше других и способен все сделать сам. Гордый как будто бы отгораживается от других, противопоставляет себя им: есть он и есть все остальные. В этом смысле в самой своей основе гордость противоречит замыслу Бога который есть любовь, Бога Троицы, Который всех сотворил для единства в общении. Итак гордость, есть основа погибели, потому что тот, кто гордится, совершает самую главную ошибку: он думает, что твердо стоит на ногах, что сам себя обеспечивает, что может всё сам решить... Хотя на самом деле, человек не способен к подлинной самобытности и он начинает это понимать, как только что-то выходит из под контроля.

В христианстве гордость воспринимается как один из самых тяжких грехов совсем не потому, что он как-то по особенному оскорбляет Бога. Дело в том, что по самой своей сути гордость противоречит смирению и покаянию. Если тот, кто совершил прелюбодеяние или нечто украл, способны осознать ужас своего поступка и покаяться, то суть гордости как раз в том, что ты не можешь быть неправ, ты не можешь ошибаться, ты всегда имеешь право на свое мнение. Именно поэтому гордец обычно оказывается не способен расслышать слова которые ему говорят, не способен склонить свою голову... ведь это означает признать свою слабость, что практически невозможно. Он оказывается в замкнутом круге.

При борьбе с гордостью может показаться, что ее противоположностью среди добродетелей является самоунижение и постоянные сомнения в правильности своих поступков. Однако на самом деле, такой добродетели не существует. Ничего хорошего в том, чтобы постоянно повторять себе, что «ты хуже всех» нет. Но что же противоположно гордости, если она есть самовозвышение? Кротость. Причем не в смысле простой мягкости уступчивости, но в смысле осознания своего подлинного места перед Богом и среди людей. Именно поэтому сказав о том, что путь гордого ведет к погибели, Соломон продолжает: лучше смиряться духом с короткими нежели разделять добычу с гордыми. В аскетическом плане «смиряться с кроткими» является удвоением одной и той же добродетели. Неслучайно Христос говорит о себе, что Он кроток и смирен сердцем, ведь смирение означает достижение своей меры, осознание ее. Иными словами, смиряться с кроткими означало быть мудрым, не думая о себе много, но и не позволяя себе падения.

В современном мире кротость и смирение не в моде. Они не кажутся «перспективными», в отличие от гордости, которая заставляет расталкивать других локтями на пути к собственной цели. Но это не ново в мире. Неслучайно, Соломон говорит: Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. Постараемся же избрать жизнь, будем идти по ней вместе с Богом, помня, что все решения от Него и Он испытывает сердца.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!