* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Пятница четвертой седмицы
69-15 (1)

Праотец Авраам

Книга пророка Исаии. Глава 29, стихи 13-23.

13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.
15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?"
16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"?
17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?
18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.
19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля, 20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды,
21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.
22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.
23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Есть одна важная закономерность в духовной жизни. Когда человеку тяжело, он усерднее молится Богу. Сами внешние обстоятельства заставляют сердце сокрушаться и обращаться к Творцу. Иначе обстоит дело во времена благоденствия и процветания. То внутренне напряжение, которое побуждало человека от всего сердца усердно обращаться к Творцу, ослабевает. Незаметно ревность о Боге угасают. Человек словно продолжает верить по инерции: его поддерживает лишь память о былом богообщении. Поэтому вся религиозность в эти периоды часто сводится к формальному исполнению ритуалу.

Именно это произошло с еврейским народом во время правления иудейского царя Езекии. Он был благочестивый человек, который во всем стремился угодить Господу. Езекия очень заботился о сохранении и распространении веры, вновь открыл Иерусалимский храм, который долгое время стоял пустым. Люди снова могли принимать участие в богослужении и приносить жертвы Творцу. Однако, делали это евреи по большей части формально. Религиозная жизнь сводилась к тщательному и дотошному исполнению огромного количество различных ритуальных предписаний. Однако сердца их были холодны. В итоге, эта механическая работа превратилось для них в самоцель. Подобная религиозность может порождать лишь тщеславие и презрение к тем, кто не так досконально исполняет предписания закона. Но здесь нет главного — того непрестанного внутреннего диалога с Господом, который есть у того, кто находится в тяжелых обстоятельствах и понимает, что именно Бог его последняя надежда.

Устами Своего пророка Исаии Господь указывает евреям именно на эту болезнь. Он говорит, что вопреки высокому мнению евреев о себе и о своей набожности, Бог отступит от них. И действительно, вскоре пришел Навуходоносор и с легкостью овладел Иерусалимом. Евреи были уведены в Вавилонский плен. Только там, в скорбях они опять вспомнили, что такое истинное богопочитание. Вновь ожила молитва, которая исходит от сокрушенного сердца.

Все сказанное пророком особенно актуально звучит в дни Великого поста. Каждый из нас должен помнить, что пост со всем его ограничениями и предписаниями — это не самоцель. Это всего лишь вспомогательное средство, инструмент. Его основная задача поставить человека в стесненные обстоятельства. Для чего? Для того, чтобы помочь нашему окостеневшему сердцу ожить и с новой силой начать разговор с Богом.

Бытие. Глава 12, стихи 1-7.

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
6 И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море'. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
7 И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Существуют разные типы религиозности. Ученые религиоведы их анализируют и систематизируют, описывают сходства и различия... Конечно, всего этого нет в Библии. В первую очередь потому что она преследует другу цель. Ее авторам важно не просто изложить теорию веры, важно показать пример того, чем вера является. Показать, что значит поступок верующего человека.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о призвании Аврама. Его имя в этот момент произносится именно так, потому что Авраамом он станет позже. Сам Бог переименует его.

Итак, о чем же эта история? О человеке, который послушался Бога, который звал его переселиться в другую страну и стал родоначальником еврейского народа. Но только ли так? Конечно нет. Это история о невероятном доверии и мужестве, которых нам порой так не хватает.

Бог говорит Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе. Современному человеку, который спокойно переезжает не просто из города в город, но из страны в страну, сложно понять эти слова как вызов, сложно почувствовать весь их трагизм. Но если мы представим себя на месте Аврама, мы поймем, что Бог лишает его корней и призывает его стать из горожанина жившего в Уре халдейском, а потом в Харране — скитальцем, лишенным всякой защиты... Кроме — Его защиты, защиты Божьей.

Но для чего Авраму уходить из города, разве нельзя быть верующим у себя на родине, за крепостными стенами, в своем доме?

Но вспомним, что такое город? Кто первым строит его? Каин, после убийства Авеля покинувший своих родителей и пытающийся укрепиться на земле. Иными словами, на языке первых глав книги Бытия — город — это попытка обосноваться на земле без Бога, обустроить быт и зажить своей собственной жизнью. Такой, какой ты себе ее представляешь.

Бог призывает Аврама выйти из родства для того, чтобы вернуть его в состояние Адама изгнанного из рая и ставшего скитальцем на земле. Цель, конечно, не в самом скитальчестве, но в том, чтобы потеряв временную и на самом деле непрочную основу, человек обрел вечную и прочную основу в Боге.

Библия не раз показывает нам людей, предстоящих перед Богом. Причем не тех, которые просят чего-то у Бога, но тех, к которым Бог обращается Сам, вступая с ними в диалог, как со свободными существами.

Свободен ли Аврам? Свободен, конечно. Так же как была свободна Ева перед древом, как был свободен Ной, как потом, значительно позже будет свободен Моисей у горящего куста, или Мария, перед лицом Гавриила. Именно поэтому, в свете этой свободы, их поступки так ценным перед Богом. И если Ева избирает грех и разрывает общение с Богом, Авраам ему доверяет.

Благословляя Аврама, Господь говорит, что в нем «благословятся все племена земные». И это значит, что как и случае с Ноем, завет с Аврамом — это завет, который в далекой перспективе затрагивает всех.

Когда мы читаем сегодняшний отрывок, нам кажется, что Аврам делает шаг в пропасть, потому что у него нет никаких гарантий... На самом же деле, вместо пустоты, он попадает в руки Божии, которые не предадут его никогда.

Притчи Соломона. Глава 14, стихи 15-26.

15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые - у ворот праведника.
20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.
23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
24 Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
26 В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

По мысли премудрого Соломона глупость сопровождается раздражительностью и самонадеянностью. Священное Писание даёт прекрасные примеры такого рода. К примеру, Третья книга Царств так повествует о мыслях и словах супруги Израильского царя Ахава Иезавели: «И послала Иезавель посланца к Илии сказать: «пусть то и то сделают мне боги, и ещё больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них» (3 Цар. 19:2). Сказано это был в ответ на известное действие пророка Илии: он убил несколько сотен служителей культа Ваала, за которых Иезавель очень переживала. Несмотря на громкие заявления, сделать задуманного она не смогла. Потому что, как сказано в той же книге, «была на Илии рука Господня» (3 Цар. 18:46). Пребывание пророка Илии с Богом сделало его неподвластным кому бы то ни было ещё, а самонадеянность Иезавели привела ее к трагической и бесславной гибели, настолько печальной, что она даже не была погребена. На Иезавели в полной мере исполнились слова одного из комментаторов библейского текста: «Самонадеянность, уверенность в своей непогрешимости, свойственна только неразумному и кроме вреда ничего ему не приносит». Эта история — лишь один из множества примеров безуспешной борьбы раздражительного и самонадеянного человека с тем, кто боится Бога и уклоняется от зла. В этом примере очевидно вмешательство Бога. О вмешательстве Бога и жизни в Его присутствии как прививке от самоуверенности говорил и апостол Иаков: «Теперь послушайте вы, говорящие: „сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль“; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: „если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое“» (Иак. 4:13–15).

Но у самоуверенности с сопутствующей ей раздражительностью есть и ещё один неприятный аспект: два этих качества души очень заметны. Тот, кто не сумел в себе их побороть, становится своего рода мишенью. Таким человеком очень легко манипулировать, ведь совершенно очевидно, как с ним нужно общаться. Он прост и незамысловат. Достаточно лишь признать такого человека проницательным и мудрым, а далее он будет под полным влиянием тех, кто умеет говорить ему правильные слова и смотреть на него нужным взглядом. Собственно, на этом строятся некоторые современные концепции межличностного общения. Избежать подобных манипуляций очень просто: стоит внять совету апостола Иакова и помнить, что за всем стоит Бог, «ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17:28). В признании этого факта и заключена та мудрость, которой нас пытается научить царь Соломон.