Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Среда четвертой седмицы
The_burial_of_Noah

«Похороны Ноя» , мозаика в Соборе Сан-Марко

Книга пророка Исаии. Глава 26, стих 21. Глава 27, стихи 1-9.

21 ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.

Глава 27.

1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.
2 В тот день воспойте о нем - о возлюбленном винограднике:
3 Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него.
4 Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.
5 Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною.
6 В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная.
7 Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
8 Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
9 И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Тот отрывок, который мы только что услышали, повествует о последних днях этого мира. В тот день, по словам Исаии, Бог выйдет «из жилища Своего». О чем идет речь? Под жилищем Бога подразумевается духовная реальность, которую мы не можем видеть телесными очами. В последний день эта грань между двумя мирами, невидимым и материальным, пропадет. Духовная реальность станет очевидна для всех: и для верующих, и для неверующих. Господь придет во всей Своей славе в окружении несметного небесного воинства, как всемогущий Владыка и Судия Вселенной. Масштабы происходящего будут невиданными. По этой причине это событие получило название Страшный суд, то есть величественный, особо торжественный.

О содержании того, что тогда произойдет, Исаия говорит так: Бог придет «наказать обитателей земли за их беззаконие». Мы знаем, что зло стало неотъемлемой частью жизни человечества. Оно так глубоко въелась в душу людей, что мы порой или не замечаем его, или же принимаем что-то естественное, присущие людях по закону их природы. Просто я такой, говорим мы себе, это просто черта моего характера, наследственный темперамент. В результате мы игнорируем или прямо подавляем голос совести, которая тревожит и укоряет нас. Многие делают это так успешно, что однажды она просто замолкает. Тот свет, который ворвется в этот мир с приходом в него Бога, заставит ее заработать с новой силой. Совесть человека заголосит так, что не только мы, но ив все окружающие увидят, кто мы есть на самом деле. Ничто не останется сокрытым. Все тайное станет явным. Каждый наша мысль, каждое самое тайное движение сердца. Вот что можно понимать под последним судом. Этот тот приговор, который вынесет каждый себе сам. Бог будет всячески стараться оправдать человека, но трагедия в том, что не каждый сможет быть с Ним. Так мучителен для его совести будет свет Божественной славы и любви.

Помимо всего прочего, Исаия говорит, что во время этого события Бог убьет Левиафана. Этим именем Библия зачастую называет зло, которое действует в этом мире, и его воплощение — сатану. Именно по этой причине день суда над всем нечистым станет днем торжества для праведников. Именно их пророк называет виноградником, который Господь бережно хранил и возделывал на протяжении всей истории. В день суда этот виноградник расцветет в полную силу и его плодами «наполнится плодами вселенная». Каждый, человек, кто старался жить в этой земной жизни, соблюдая закон Божий, увидит ту славу, которой наделил его Господь, но которая была до времени скрыта как от окружающих, так и от него самого. Только теперь они во всей полноте смогут обрести мир и покой.

Участником виноградника Божия призван стать каждый из нас. Что для этого необходимо сделать? В первую очередь необходимо научиться слушать голос своей совести. Более того, необходимо тренировать этот голос, делать его громче. Сверять с ним каждый свой поступок, каждое движение сердца и каждую мысль. Именно для этого и существуют Таинства Церкви. Именно по этой причине существует время Великого поста — период, когда мы, ограничивая себя во внешнем, с особой силой и внимательностью должны сосредоточиться на внутреннем. Дай же нам Господи преуспеть на этом пути, чтобы встреча с Тобой стала для нас не страшным днем, но радостной встречей, и мы наконец-то обрели такой долгожданный покой.

Бытие. Глава 9, стихи 18-29, Глава 10, стих 1.

18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Глава 10.

1 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим редкое для Священного Писания упоминание наготы. Адам и Ева до грехопадения были наги и не стыдились. Потом в жизнь первых людей вошел грех, по слову Писания они «увидели, что они наги» и устыдились, сшив себе опоясания из листьев. И вот в сегодняшнем чтении мы слышим рассказ, о том, как праотец Ной, не зная возможных последствий пьет вино и нагим засыпает в своем шатре. Он из его сыновей, по имени Хам заходит в его шатер и видит его обнаженным. Само по себе это действие никак не может быть греховным, потому что заходя в шатер отца, он не может знать, что именно увидит внутри. После этого, Хам выходит и рассказывает об этом братьям, которые берут одежду и, зайдя в отцовский шатер спинами вперед и не смотря на отца покрывают его. Проснувшийся Ной проклинает потоков Хама, что выглядит крайне суровым наказанием. Но что же такого сделал Хам? Что такого видели в наготе древние, если так реагировали в подобных ситуациях? Ответ кроется в истории Адама и Евы, точнее в том, чем была и чем стала нагота для них.

С точки зрения Библии в наших телах нет ничего скверного самого по себе, потому что мы созданы Богом. Однако после грехопадения, нагота стала восприниматься как символ опозоренности и беззащитности. Это сегодня человек связывает наготу с влечение и похотью, которая в свою очередь часто связана с грехом. В древности говоря о наготе люди в первую очередь видели в ней-то что почувствовали Адам и Ева: незащищенность и лишение всякого статуса. И именно это происходит в отношениях между Ноем и Хамом. Дело не в том, что он видел, а в том, как он к этому отнесся.

Совсем недавно в водах потопа утонули люди, мысли которых были злыми всё время. Но что такое злые мысли? Это мысли лишенные любви, лишенные уважения, снисхождения, терпения, взаимопомощи... Это мысли эгоистические и потребительские... И вот Хам, один из тех, кто выжил после потопа. Однако, вместо того, чтобы проявить любовь и снисхождение к немощи отца, вместо того, чтобы покрыть его не только в физическом смысле, но и в смысле духовном, он рассказывает об этой немощи другим, совершая враждебный и унижающий поступок. Этим он показывает, что зло живет в его сердце.

И все же, даже если это так, за то прокляты его потомки? Разве это справедливо? Нам кажется, что нет, но дело в том, что мы не вполне правильно понимаем слова, которые употребляем. Проклятие кажется нам страшной карой, которая распространяется на всех, к кому оно относится. На самом же деле, проклятие — это отлучение от Бога, разлучение с Ним как с источником праведности и в конечном счете самой жизни. Говоря о поступке Хама и проклятости его потомства, Ной не приходит в ярость, не призывает на сына кары небесные... Он лишь свидетельствует о том, что воспитанные им люди не будут праведниками и отвратятся от Бога. Эти слова исполнены не злобы и обиды, но боли за того, кто не сохранил в своем сердце любовь.

Впрочем, сегодняшнее чтение говорит не только о Хаме. Сим и Иафет делают то, чего не сделал их брат. Понимая, что отец немощен, они берут его немощь на себя и исправляют ее. Они укрывают Ноя не только одеждой, они укрывают его своей любовью. Видя немощь ближних и мы должны, не говорить о ней с другими, но по возможности исправить... Понести тяготу другого, ведь именно так, мы исполним закон Христов.

Притчи Соломона. Глава 12, стихи 23-28. Глава 13, стихи 1-9.

23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
28 На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти.

Глава 13.

1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло.
3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Мысль Соломона о необходимости тщательно блюсти свою речь — «кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою» — не нова. Об этом говорил в своих псалмах и его отец — царь Давид, об этом же говорится и библейской книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Причём последний весьма настойчиво повторяет свою мысль: «кто даст мне печать благоразумия на уста мои» (Сир. 22:31) — вопрошает он; он же настаивает: «для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих — дверь и запор» (Сир. 28:29). Христос Спаситель не остаётся в стороне от вопроса о хранении языка, Он говорит: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11). Проблема очевидна. С ней сталкиваются все и сталкиваются постоянно. В самом себе, в друг друге. Соломон довольно краток, значительно более пространно выражает мысль об опасности слов книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Эта книга же учит о том, что и когда стоит говорить. Мысль сына Сирахова сводится к тому, что слова, во-первых, должны иметь внятную цель. А во-вторых, эта цель не должна заключаться в уничтожении кого-либо. Слова должны быть поддержкой: «не удерживай слова, когда оно может помочь» (Сир. 4:27) — вот квинтэссенция учения о человеческом слове в литературе премудрости Ветхого Завета. Получается, что в практическом смысле все предельно просто: если уж мы собрались говорить, то необходимо задать самим себе вопрос о том, кому от наших слов станет хорошо. И станет ли хоть кому-то. В широком смысле речь должна быть проявлением все той же первой и самой большой заповеди, о которой говорит Евангелие: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).

Сегодня у нас есть масса способов передачи информации друг другу, есть масса возможностей коммуникации. Мы ими пользуемся. Думается, что для нас сегодня библейские слова о связи милосердия и слов крайне важны. Соцсети позволяют быть неузнанными. Соцсети позволяют выражать какие угодно эмоции. И не только через слова: иногда вполне достаточно не того «лайка». Иногда кажется, что возможность делать анонимные высказывания вскрыла то, что есть на самой глубине, вскрыла какие-то совершенно инфернальные пласты человека. Если мы ещё как-то следим за своей речью общаясь лицом к лицу, то в виртуальном пространстве слетают все маски и каждый показывает то, что он есть на самом деле. Но ведь именно такими — настоящими и без масок — мы и предстанем перед Богом. У нас есть техническая возможность понять, каково это и какими мы окажемся. Сделать это просто, достаточно ответить на вопрос: что мы пишем в своих интернет-комментариях? И как мы себя ведём, будучи неузнанными?