* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Понедельник четвертой седмицы
Farmer_Noah_(San_Marco)

Ной-виноградарь» , мозаика в Соборе Сан-Марко

Книга пророка Исаии. Глава 14, стихи 24-32.

24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится,
25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.
26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы,
27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,- и кто отвратит ее?
28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово:
29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.
30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.
31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.
32 Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе предсказания о судьбе двух народов, которые были ближайшими соседями евреев. Речь идет о самых заклятых врагах еврейского государства, ассирийской империи и филистимлянах.

Ассирийская монархия находилась на территории древней Месопотамии. Это было очень могущественное царство со столицей в городе Ниневия. Власть ассирийских царей распространялась практически на весь Ближний Восток. Правители покоренных государств становились вассалами ассирийского царя и платили ему дань. Поэтому владыки Ассирии величали себя титулом «великий царь» или же «царь царей». В 722 году до н.э. войска могущественной Ассирии окружили столицу Северного еврейского царства, Самарию. Город пал. Большинство его жителей было убиты, те, кто выжил — уведены в плен. Евреи, которым удалось спастись, постепенно смешались с племенами язычников и начали называться самарянами. Так прекратили свое существование 10 колен еврейского народа. Теперь вместо двух у Израиля осталась только одно государство, Южное, Иудейское, со столицей в городе Иерусалим. Но и ему грозила опасность. Ассирия обложила его непомерной данью.

Устами пророка Господь обнадеживает еврейский народ. Скоро ассирийскому игу придет конец. Причем поражение ассирийской армии будет такое, будто его растоптал огромный великан и разметал остатки по горам. Под горами пророк подразумевает Иудею, рельеф которой и правда очень гористый. И действительно, войско ассирийского владыки Сеннахирима потерпело страшное поражение под стенами Иерусалима. Причем в этом событии можно явно видеть вмешательство Божие: в одну ночь от странной болезни в лагере ассирийцев умерло 185 тысяч воинов!

Филистимляне — еще одни соседи евреев. Вероятно, они поселились в Палестине еще до того, как туда пришел Авраам. Собственно, по их имени, которое по-еврейски звучит как палештим, Земля Обетованная и стала называться Палестина. Евреи враждовали с филистимлянами. Вели с ними бесконечные войны. Когда пришли ассирийцы, эти войны прекратились. Язычники были вынуждены сражаться с империй. Однако, когда давление Ассирии ослабло, филистимляне возобновили свои набеги на евреев. Поэтому вторая часть пророчества адресована им.

Из корня змеиного выйдет аспид, а его порождением будет летучий дракон, говорит пророк. Этот ящер поразит самый корень филистимского народа. Перед нами поэтический образ. При его помощи Исаия словно говорит филистимлянам: не очень-то радуйтесь: ассирийская империя ослабла еще не до конца. У нее хватит сил для того, чтобы вернуться и раз за разом нанести вам еще несколько ударов. Причем каждый последующий будет страшнее предыдущего. Вероятно, под летучим драконом, который явится последним, подразумевается царь Сеннахирим. Известно, что он казнил многих филистимских аристократов, чем нанес племенам язычников сокрушительный, смертельный удар. Тогда случилось все, как и говорил пророк: города филистимлян превратились в руины, а над всей их землей поднимался черный дым от пожарищ. Так они практически исчезли со сцены истории.

Сколько бедствий пережил еврейский народ! Сколько войн, сколько злоключений! Все это осталось позади. Невзгоды прошли, вражеские государства давно не существуют. А Израиль живет до сих пор. Теперь уже как Церковь Христова. Так Господь промышляет о своем любимом ребенке. Точно так Бог ведет по этой жизни каждого из нас. С одной стороны, Он порой попускает человеку пережить трудные времена, пройти через тяжкие искушения. С другой делает Он это для того, чтобы человек одумался, переосмыслил свою жизнь, покаялся. Ведь порой только так мы находим путь домой, к Небесному Отцу, Который с радостью и любовью готов принять и заключить в объятия своего непутевого и заблудшего ребенка.

Бытие. Глава 8, стихи 21-22, Глава 9, стихи 1-7.

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Глава 9.

1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];
2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Каков человек на самом деле? Зол или добр? Что еще проще дается добродетель или порок? Думаю, большинство людей размышлявших на эту тему чувствует в себе внутреннюю сложность. Если он добр, то замечает, что иногда не может справиться со злом в себе, если зол — чувствует, угрызения совести. Да и мало кто способен совершать зло со спокойной душой.

Читая книгу Бытия, мы видим как формируется эта нравственная сложность в человеке. Как он, будучи сотворён добрым, совершает греховный поступок и зло постепенно прокрадывается в его душу. Мы видим как ко времени жизни праотца Ноя, мысли всех людей постоянно склоняются ко злу, мир людей становится чрезвычайно жестоким и развращенным. После этого, земля переживает потоп… Точнее можно сказать, как раз обратное — практически никто на ней его не переживает. Животные и восемь человек выживают в ковчеге. Именно поэтому, рассказ который мы видим в сегодняшнем чтении напоминает историю сотворения людей… Малое число людей, похожие благословения… И всё же история до потопа и после него оказываются разными… Как по внутреннему состоянию людей, так и тем благословениям, которые обращает к ним Бог.

Оценивая нравственное состояние допотопного человечества, Писание говорит, что их мысли были устремлены ко злу все время. Именно эта крайняя степень озлобленности и послужила причиной потопа… Однако после потопа, Бог говорит, что не будет больше проклинать землю, несмотря на то, что стремления человека злы от юности… В этом указании на юность есть как бы некоторый намек на то, что зло укоренилось в человеке так, что его исправление внешним обстоятельствами стало невозможно и требует больше времени и значительных усилий… Снисходя к немощи людей, которые не могут исправиться сразу, Бог благословляет цивилизацию, которая происходит от Ноя и его сыновей. Он заново говорит людям «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю», но все же, интонации Его несколько меняются. Ведь если Адам благословлял животных которые его окружали, то Ною и всем кто было с ним, его потомкам Бог говорит: Да страшатся и да трепещут вас звери земные и все, что движется по земле«. Более того, все это Он позволяет вкушать, то есть от прошлого мира человека и животных не остается и следа. Напротив, Бог строго запрещает убийство человека, потому что тот «создан по образу Божию». Это значит, что в нравственном состоянии человека произошли изменения, но они не коснулись самой сути человеческой природы, он не утратил самого главного в себе — не утратил образа Творца в себе, а значит не утратил своего призвания.

Это сказано не только о Ное и Его сыновьях, но о каждом из нас.

Да, наш нравственный мир изменился. Жизнь по воле Божьей стала для нас труднее, чем была в драю, для Адама и Евы… Но замысел Божий не изменился и Он по прежнему ждет нашего возвращения.

Притчи Соломона. Глава 11, стихи 19-31. Глава 12, стихи 1-6.

19 Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
20 Мерзость пред Господом - коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.
22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная.
23 Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых - гнев.
24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.
25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего - благословение.
27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
29 Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.
30 Плод праведника - древо жизни, и мудрый привлекает души.
31 Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.

Глава 12.

1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
4 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его.
5 Промышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство.
6 Речи нечестивых - засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

«Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет». Так говорит Соломон. Ему вторит апостол Павел: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6). О том же говорит и Христос Спаситель: «Давайте, и дастся вам» (Лк. 6:38). Вообще, подобных мыслей в Священном Писании очень много. Все они сводятся к одному: если человек щедро делится с нуждающимися, то он никогда не будет оставлен Богом. Если же нет, то рано или поздно человек всего лишится. Здесь все понятно. Существует немало примеров исполнения этого библейского призыва на практике. Но есть и противоположные примеры. Их тоже достаточно. Наверное, не существует человека, который не был бы так или иначе знаком с библейским учением о благотворительности и с учением о безусловном приоритете исполнения слов Писания над стремлением к обладанию. Но окружающий мир убедителен. И он диктует совсем иное отношение к этим вопросам. Те примеры, которые мы перед собой видим ежедневно, не могут не вызывать вопросов к истинности библейских призывов. Может, правы те, кто считает все это выдумкой, предназначенной для утешения неудачников? Конечно, наш ответ совсем иной. Его прекрасно выразил святитель Иоанн Златоуст. Размышляя на тему зависимости благотворительности и богатства, он сказал такие слова: «Если есть некоторые, с которыми бывает иначе, то согласен в том, что не со всеми так случается, чтобы добродетель не была вынужденной. Если бы всех скупых делал бедными, a всех милостивых — богатыми, то по необходимости все обратились бы (к добродетели)». Бог же никого не принуждает быть добродетельными. Бог говорит с нами не как с маленькими детьми, а, скорее, как с подростками, которые все понимают, все знают, но нуждаются в опеке. Они могут слушать советов, а могут и пренебрегать ими, как бы мы ни хотели, заставить их что-либо делать против воли не получится. Точно также и Бог не заставляет нас исполнять Его заповеди. Он просто говорит о них, а дальше — дело свободной воли и сознательного взрослого выбора.