* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Пятница третьей седмицы
519px-Aegidius_of_Roya_deluge

«Ной выпускает ворона и голубя», нидерландская миниатюра, 1450—1460

Книга пророка Исаии. Глава 13, стихи 2-13.

2 Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.
3 Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.
4 Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.
5 Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.
6 Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.
7 Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.
8 Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись.
9 Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.
10 Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.
11 Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;
12 сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского.
13 Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Что в наше время является высшей ценностью? Ради чего человек живет и готов пожертвовать всем? И, наконец, есть ли у него то, ради чего он может отдать саму жизнь? Во всех этих вопросах наше общество далеко от единства. Одни обвиняют других в том, что они сделали высшей ценностью личный комфорт, эти последние в свою очередь обвиняют в навязывании каких-то устаревших и непонятных норм, которые непонятно как обосновываются. Кажется, что большинство людей живут между этими двумя полюсами: они не считают, что комфорт и личная выгода — высшая ценность, потому что это как-то непринято в нашей культуре — быть совершенными эгоистами... Например большинство более-менее согласно, что человеку, попавшему в беду, надо помочь. С другой стороны, принимать на веру такие ценности как целомудрие, честность, жертвенность большинство тоже не готово. Люди не видят в этом смысла.

Почему жертва на войне воспринимается как нечто оправданное? Потому что мы понимаем, что жертва принесена ради жизни, ради любви к самым близким.

Чтение, которое мы сегодня услышали очень страшное. Буквально страшное, потому что оно о войне и гневе Божием. В исторической перспективе чтение говорит о том, что на Вавилонскую империю шли войной Мидяне и Персы, которых пророк воспринимает как войско Божье, благословенное и избранное Им. Локальный конец света, который разразился в Вавилоне оказывается для пророка лишь образом того Дня Господнего, который наступит по всей земле и коснется всего творения.

Да, историческом плане гнев Божий сказывается на Вавилоне. Разоряемая земля становится пустыней и грешники истребляются... Количество жертв передается страшным выражением: «сделаю то, что люди будут дороже чистого золота», которое означает, что оставшихся в живых будет так мало, что золота, которое уже тогда всеми ценилось, будет больше. Жертвы ужасны и никто не говорит, что смерть язычника перестает быть страшной или жизнь его не ценна. Однако если мы посмотрим с точки зрения вечности — живя физически, язычники умирали духовно... И не только сами умирали, но и губили тех, кто мог жить иначе... Тех, кто когда-то вышел с Моисеем из языческого плена и уже не должен был в него возвращаться. Язычество было тупиком. Люди искали Бога, но не находили Его. Но все это лишь история... Трагичная... страшная... Но Библия далеко не только историческая книга.

Вдумываясь в слова о космических катаклизмах, мы, конечно же, переносим происходящее в неизвестный нам конец времен, в те события, которые описываются в книге Апокалипсис или Откровение. Однако при этом не стоит забывать того, что для Ветхого Завета День Господень — это день пришествия Мессии. Именно этот день связывался в Писаниях пророков с победой Божьей, с тем, что зло будет повержено. И что же мы видим? Весь сегодняшний текст может быть рассмотрен не только в историческом, но и в пророческом плане. День Господень действительно наступает! Но Бог не просто собирает войско, Он сам становится воином... На мир действительно обрушивается гнев Божий... Но это гнев не на людей, а на грех, на ту беду, в которую попали люди. Ярость Божия, о которой пишет Исаия проявляется в том, что трясется небо и земля сдвигается с места своего... Но происходит это от того, что Бог умирает на кресте и побеждает грех и смерть. Странно? Противоречиво? Но, что есть ярость? Это крайняя форма гнева! Бог действительно очень разгневан на то, что мир, который он сотворил таким прекрасным, погибает из-за греха и смерти... Но он не карает за это людей, Он их от всего этого спасает.

История сложный и противоречивый процесс, в котором Бог действует, учитывая свободу человека. Иногда его действия болезненны, но по смыслу они похожи на действия хирурга, который причиняет боль, чтобы спасти жизнь. Однако главное действие Божие в мире, главное таинство, которое Он совершает, становится возможно не благодаря внешней силе, а вопреки ей, благодаря жертвенной любви.

Мы живем в мире, который зачастую жесток. Мы гневаемся в ответ на его жестокость, а иногда бываем просто в ярости... И просто не можем иначе. Нам кажется, что другого пути нет, что жертвенная любовь противоречит всему, всем нашим правилам, нашему опыту... Но Бог знает, что только так, через любовь происходи все самое настоящее на земле. Наши правила родились в тех условиях, которые мы сами себе создаем, но ими мир не ограничивается. Его сотворил Бог, можно сказать, что Он был в мире до нас, Он знает те правила, которые в него на самом деле заложены... И Он приоткрывает нам эти правила, чтобы постепенно учились жить в Его мире.

Бытие. Глава 8, стихи 4-21.

4 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
5 Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.
6 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега
7 и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
8 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,
9 но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
10 И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.
11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
12 Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.
13 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.
14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
15 И сказал [Господь] Бог Ною:
16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;
17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;
19 все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Бог сдержал Своё обещание, данное Ною, Он не поражает всего живущего, им созданного, несмотря на то что «помышление сердца человеческого — зло от юности его». Нельзя сказать, что мы каким-то радикальным образом отличаемся от допотопного человечества и нельзя сказать, что была устранена причина, которая вызвала потоп. По мнению ряда исследователей об этой причине сказано в самом начале шестой главы книги Бытия: «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6:2). И первые, и вторые вполне обычные люди. Но здесь сказано о чем-то чрезвычайно важном, потому что уже в следующем библейском отрывке говорится о решении Бога положить предел человечеству. Существует точка зрения, согласно которой проблема кроется в слове «красивы». Юноши стали брать девушек в жены исключительно за их красоту. Так, как берут себе какую-нибудь вещь. То есть в какой-то момент женщина превращается в предмет, подвластный мужчине. Когда основой отношений между полами становится женская красота с одной стороны, а с другой стороны — стремление владеть ей как объектом из-за этой самой красоты, когда один человек начинает смотреть на другого как на собственность, а не как на друга и спутника во всем, тогда грех действительно умножается и захватывает землю. По той простой причине, что такое отношение уничтожает любовь. Ведь любовь к какой-нибудь вещи — односторонняя, а любовь между людьми подразумевает равенство. Как только один человек в глазах другого становится объектом, которым необходимо овладеть, любовь умирает. Именно это, по мнению библейского автора, разрушает общество. Это приводит к тому развращению, которое захватывает весь мир и ведёт его к погибели.

Притчи Соломона. Глава 10, стихи 31, 32. Глава 11, стихи 1-12.

31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых - развращенное.

ГЛАВА 11.

1 Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.] 3Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
8 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

По замечанию Соломона, если в человеке живет подлинная мудрость, она сквозит в каждом его жесте и слове. Что говорить, даже молчание такого человека всегда значительно. Оно наполнено едва уловимым ароматом любви, приветливости, терпимости и тактичности. И напротив, безумного и развращенного, как бы он ни пытался скрыть свой недостаток, всегда будет сопровождать атмосфера высокомерия, грубости и неприязни по отношению к окружающим. Его состояние всецело будет выражено в словах, которые удручающе действуют на людей. Поэтому сегодняшний отрывок Соломон и начинает с призыва быть внимательными к тому, что мы говорим.

Далее он переходит к теме обмана. Торговля и денежные операции являлись традиционным занятием евреев много столетий. Зная это, Соломон предостерегает своего слушателя против нечестных приемов в торговле. Видимо, этот грех был весьма распространен. По словам, мудрого царя, обвешивать покупателя — мерзость пред Господом. Это весьма примечательная заповедь. Оказывается, нет ни одной сферы человеческой деятельности, которая не была бы связано с духовной ответственностью человека. Даже такая, казалось бы, прозаичная область, как рыночные отношения, также должна подчиняться духовно-нравственному императиву.

Далее царь Соломон изрекает ряд афоризмов, которые отличны по форме, однако все выражают схожую мысль: судьба и образ действия праведного человека отличен и противостоит тому, как проводит жизнь нечестивый. Правда делает жизненный путь человека прямым, свободным от многих опасных поворотов и тупиков. Нечестивый же, в конце концов, сам загоняет себя в ловушку, становится жертвой собственного нечестия. Да, в каком-то смысле можно говорить о том, что судьба человека, его участь в этой жизни и после нее, предопределена его духовный состоянием. Тот, кто выше всего ценит общения с Богом, и в продолжении этой жизни, и на пороге смерти имеет крепкую надежду на милосердие Господа. Напротив, кто при жизни пренебрегает этим общением, будет покидать этот мир в страхе и отчаянии. Всей своей тяжестью на него навалится тоска, причиной которой будут упущенные возможности реализовать себя как существо духовное, не только телесное.

После этого Соломон поднимает еще одну важную тему. Речь идет о лицемерии. Пожалуй, нет другого такого греха, которому был бы так подвержен человек. Часто мы лицемерим не только перед людьми, но и перед самими собой и перед Богом. Лицемерим, когда имитируем религиозную жизнь, а на сердце у нас пусто. Когда изображаем чувства, которых на деле у нас нет. Мы лицемерим, когда осуждаем человека за грех, которому в той или иной степени подвержены сами. Именно лицемерие подталкивает нас оправдывать себя и подбирать обтекаемые слова для собственных недостатков. Гордость мы называем чувством собственного достоинства, лукавство — гибкостью, вздорный характер — принципиальностью, наглость и хамство — смелостью. Именно поэтому так актуальны слова Христа: «Приближаются ко Мне люди эти устами своими. Языком чтут Меня. Сердце же их далеко отстоит от Меня».

Поэтому, заканчивая свою речь, мудрый царь и призывает нас к молчанию. Это лучшее средство как против самооправдания, так и против осуждения ближнего. Именно от этого молчания рождается искренность в отношениях с человеком, собственной совестью и Богом, а душа обретает мир и покой.