Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Четверг третьей седмицы
800px-Francis_Danby_-_The_Deluge_-_Google_Art_Project

«Потоп», Фрэнсис Дэнби, 1840, галерея Тейт

Книга пророка Исаии. Глава 11, стихи 10-16. Глава 12, стихи 1, 2.

10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,- и покой его будет слава.
11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря.
12 И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.
13 И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема.
14 И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.
15 И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее.
16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской.

ГЛАВА 12.

1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.
2 Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Всякий раз, когда мы слушаем тексты которые предлагает нам церковь во дни великого поста, мы должны помнить, что она выбрала их из всего большого корпуса Священного Писания неслучайно. Все они так или иначе посвящены теме вхождения в Церковь, научению вере и жизни.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, что в определенный день народ Божий, который называется здесь корнем Иесеевым, то есть потомками Иесея, станет знаменем для всех остальных народов и к нему обратятся язычники и страна его прославится. При этом смысл текста разделяется на конкретный исторический и эсхатологический. С одной стороны, Исаия говорит о скором возвращении народа на родную землю, с другой речь идёт об исполнении миссии Израиля и о об обращении к нему язычников. Само выражение «день тот» имеет в Писании Ветхого Завета значение особого дня Господня, в который Бог вмешается в историю. И конечно, когда бывшие язычники, слышали в храме этот текст, они понимали, что день о котором говорит Исаия, настал в Иисусе Христе. Они видели в своей личной жизни исполнение этого пророчества, понимали, что этот день настал.

Что же это для них значило? Что это значило для мира? Писание говорит: что народ переживет как бы новое возращение из Египта, возвращение через реку в землю обетованную. Бог своей властью преображает реку таким образом, что она становится неопасна и ее переходят как посуху. Но во всех древних цивилизациях переход через реку — это переход к новой жизни. И как народ Божий возвращается к новой жизни из плена, так и язычники возвращались из плена греха к Богу, в землю обетованную, в Церковь, в Царство Его Сына.

Как же меняется жизнь? Что нового дает это возвращение? В историческом плане колена израилевы прекращают вражду и зависть. В плане жизни Церкви то же самое должно происходить в отношениях между людьми, которые проходят воды крещения. Воды, которые благословил Бог и вместо того, чтобы быть водами смерти, они стали водами жизни... Бывшие язычники, иудеи, все, кто приходили ко Христу в древности и приходят сегодня — все они обращаются к Богу со словами: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение мое: надеюсь на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. Сколько радости о Боге в этих словах! Сколько в них простоты! Хорошо бы и нам, воспринимать Бога, в которого мы верим именно так, славить Его, надеяться на Него и не бояться.

Бытие. Глава 7, стихи 11-24. Глава 8, стихи 1-3.

11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
13 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
14 Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,
15 и вошли к Ною в ковчег по паре [мужеского пола и женского] от всякой плоти, в которой есть дух жизни;
16 и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].
17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы.
21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

ГЛАВА 8.

1 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.
2 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.
3 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Ни для кого не секрет, что библейское повествование о потопе не уникально. Рассказ о грандиозном наводнении, который уничтожил все живое, есть во многих народных легендах, мифах и преданиях. Например, в эпосе о Гильгамеше у вавилонян или же в сказании о Девкалионе и Пирре у древних греков. Сложно найти мифологию или религиозную систему, где бы не было сказано о потопе, о том, как земля была затоплена водами и в течение этого затопления погибло все человечество. Понятно, что за всем этим стоит исторический факт. Но есть у библейского рассказа и нечто уникальное, такое, чего нет ни в каком эпосе, сказании и мифе. Практически для всех сказаний о потопе характерно то, что после него появляются совершенно новые люди, которые никак не связаны с прежним человечеством генетически. В Библии все иначе. Люди после потопа происходят не в результате какого-то нового творения, а от допотопного Адама по прямой линии. Один современный мыслитель сделал из факта этого отличия библейского повествования от всех прочих один важный вывод, о котором мы редко думаем. Ведь если мы верим библейскому рассказу о потопе, то мы верим и в непрерывность истории, в то, что ничто не может нарушить ее ход. Мы — внуки и правнуки наших дедов, мы родом из далёкого прошлого, из бесконечно далёкого прошлого. Как бы мы ни хотели забыть о нашей генеалогии, это невозможно. Мы — потомки наших предков, какими бы плохими эти предки ни были, какими бы грешниками ни прожили они свою жизнь на земле. Конечно, такой вывод лежит на поверхности. Как и мысль о нашей неразрывной связи с предками. Но тем не менее мы склонны забывать об этом. О нашей забывчивости свидетельствуют множественные попытки разрушить старый мир до основания и на его обломках построить новый мир. О ней же, о забывчивости, говорят и попытки выстроить стену между нами и нашими предками, попытки не обращать внимание на оставленное нам ими наследие.

Притчи Соломона. Глава 10, стихи 1-22.

1 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери.
2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
5 Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный.
6 Благословения - на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
11 Уста праведника - источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга.
14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого - близкая погибель.
15 Имущество богатого - крепкий город его, беда для бедных - скудость их.
16 Труды праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху.
17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение - блуждает.
18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен.
20 Отборное серебро - язык праведного, сердце же нечестивых - ничтожество.
21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
22 Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Что собой представляют собой притчи Соломона? Это лаконичные, но очень емкие в смысловом отношении афористические высказывания. Практически все они построенные в форме противопоставлений: путь мудрости противопоставляется дороге безрассудства и глупости. Изречения Соломона практически не связаны друг с другом. Но каждое при этом таит в себе бесценное богатство премудрости. Причем адресованы они могут быть как людям далеким от религиозной веры, так и тем, кто находится в лоне Церкви. Давайте обратимся к двум примерам.

Начинает автор с того, что указывает на ценность воспитания. Ребенком необходимо заниматься, чтобы из него вышел толк. Следует понуждать его идти в определенном направлении. Только в этом случае он в свое время порадует родителей. И наоборот, индифферентность родителей к вопросам воспитания, попустительство детским капризам и прихотям, этакая бездумная родительская толерантность, неизбежно отразятся на становлении маленького человека и в итоге принесут огорчение и скорби. Такой ребенок пойдет дорогой глупого. Какой же вектор необходимо задать ему, чтобы он двигался в правильно направлении? Соломон в этом отношении уделяет большое внимание теме усердия и лени. Первое есть свойство разумного, праведного человека, второе — «беспутного». Любовь к труду, умение организовать свое время — бесценное приобретение. Тех, кто этому научился, благословляет Сам Господь. Ведь трудолюбивый и усердный обязательно найдет Его в этой жизни. А потому уже здесь на земле он получит воздаяние. Да и после ухода люди будут поминать такого человека добрым словом. Никакие памятники не сохранят так воспоминания о нем, как его благочестивая жизнь: служение Богу и окружающим. И наоборот, ленивым и нечестивым никогда не получить подобной славы. Лень для Соломона — синоним греха. Память о ленивом, по его словам, омерзеет уже в этой жизни. Поэтому именно с совета взращивать в своих детях трудолюбие мудрый царь начинает свои наставления.

Еще одно важно высказывание Соломона касается исполнения заповедей. Если наставление о трудолюбии и лени касается всех без исключения людей, то это предлагается в первую очередь тем, кто считает себя людьми веры. Что говорить, но есть у нас такой недостаток: мы чрезмерно сосредоточены на внешнем при том, что порой совершенно игнорируют внутреннюю жизнь. Любим рассуждать о высоком, наставлять окружающих, если не словом, то самим своим видом. По сути, таким поведением мы навязываем близким и дальним свое довольно близорукое и по-человечески примитивное представление о том, какой должен быть человек перед Богом и как именно должна проявлять себя его вера. Именно от этого с нами подчас невозможно нормально общаться. Ведь такая вера не вдохновляет, не утешает, не дарит надежду, она душит всех, кто находится рядом. В ней нет свидетельства живого присутствия Бога в нашей жизни. Это лишь имитация веры, игра в религию, подобная ролевой игре. По словам Соломона, такой человек скоро преткнется, ведь в нем живет глупость, от которой он и пострадает. Закон Божий необходимо принимать своим сердцем, а не просто менторским тоном и видом декларировать его окружающим.

Вслушаемся же в слова премудрого царя и постараемся применить их к своей жизни. Ведь лишь тот, кто идет дорогой мудрости, сможет прожить ее полноценно и достойно.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!