Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Среда третьей седмицы
360px-Noah_icon_17c.

«Ной», икона праотеческого ряда, Конец XVII — первая треть XVIII вв.

Книга пророка Исаии. Глава 10, стихи 12-20.

12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.
13 Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; 14 и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул".
15 Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
16 За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.
17 Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; 18 и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.
19 И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.
20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

На протяжении всей истории человеческая свобода сосуществует с волей Божьей. Мы действуем сами по себе, но Бог участвует в нашей жизни своим промыслом, устраивая различные обстоятельства нашей жизни и попуская нам поступать по собственному усмотрению. Когда человек чувствует себя комфортно, обычно он о Боге забывает. По крайней мере многие о себе это знают. Когда же, напротив, он теряет почву под ногами, когда чувствует, что в жизни не все поддается контролю, начинает задумываться о вечном. Можно сказать, что Бог попускает ему испытания, можно, что сам человек оставляя Бога оказывается подчинен стихиям мира и страдает от этой зависимости и подчиненности. Конечно, тайну промысла невозможно уложить в те или иные схемы, но Бог не оставляет человека, когда тот сбивается с пути и всячески стремится к тому, чтобы его вернуть.

Это участие Бога в жизни человека — главное содержание пророческих книг. Ведь всякое пророчество провозглашается не для того, чтобы напугать или расстроить... Но для того, чтобы предупредить. Через людей, которые своей жизнью оказываются особенно ему близки, Бог открывает своему народу простую истину: грех не доводит до добра. Человек увлекающийся грехом, а ведь грех действительно увлекателен, порабощается им и уже не может сам очистить свою жизнь, свои мысли, чувства и дела, и Бог обращается ему на помощь.

Сегодняшнее чтение показывает нам Бога как Владыку всего. Он делает свое дело в мире и делает так, как это ему нужно. Читатель видит надменного ассирийского царя, который оказывается лишь орудием в руках Божиих. Речь, конечно, не о том, что Бог специально его побуждает к тому, чтобы нападать на избранный народ. Он лишь попускает ему это.

Самоуверенные люди всегда обличаются Писанием. В своей гордости они противопоставляются тем, кого в псалмах принято называть нищими, кого Христос уже в Евангелиях называет нищими духом. Гордецы и властители судеб забывают, что сколько бы ни было у них силы и власти, они лишь орудия в руках Божиих, такие же как топор или пила в руках строителя. Бог может использовать их праведность и порочность для того, чтобы направить или вразумить прочих... Понимая, при этом, что пишет Исаия не царю Ассирийскому, но своему народу, мы должны посмотреть на этот текст глазами пленного иудея. Слушая Исаию, тот должен был увидеть, что происходящее с ним зависит от того, каков он сам, какую жизнь он ведет. Ведь если он сам соглашается жить по законам греха, что удивительного в том, что с ним самим по этим законам поступают? Вслед за этим он должен был понять, что даже самые властные люди на земле — в руках Божиих, а значит доверять надо Ему одному, на Него одного надеяться. Вслед за слушателями Исаии, вслед за оглашенными, которые слушали эти тексты воцерковляясь, постараемся и мы понять, что жизнь вокруг нас во многом зависит от того, как мы сами себя ведем. Бог же со своей стороны поддержит нас во всем, что будет содействовать нашему спасению. За это можно не переживать и положиться на него чистосердечно.

Бытие. Глава 7,стихи 6-9.

6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.
7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
8 И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле 9 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Указание числа лет Ноя во время наступления потопа — крайне важная информация. Первое упоминание о возрасте Ноя говорит, что ему было пятьсот лет (Быт. 5:32), тогда же началась развиваться история подготовки к потопу, тогда же Бог через Ноя определил время для покаяния. Получается, что строительство ковчега шло около ста лет. Вряд ли Ной строил его молча. Он не мог не говорить о причине столь масштабного строительства. Рассказ о строительстве ковчега по своей сути есть проповедь покаяния. В течение ста лет. Конечно, эти сроки — сто, пятьсот и шестьсот лет — в жизни одного человека совершенно непостижимы для нашего ума. Мы не можем мыслить такими отрезками времени применительно к собственной жизни. Но дело тут не в числах, а в том, что Бог долготерпелив. Следствие долготерпения состоит в том, что Бога нельзя обвинить в жестокости: Он не только выразил Свою волю, но и дал время на исправление. Смысл же долготерпения Божия прекрасно выразил апостол Павел: «или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2:4-5).

Есть в этом библейском отрывке и другая сторона. Она не является уникальной и о ней можно говорить на протяжение всех первых глав книги Бытия. Многие современные исследователи Священного Писания признают, что у нас нет никаких причин, кроме традиционных, понимать библейский рассказ в буквальном смысле. Впрочем, так думали не только наши современники, которых легко можно объявить маловерами. Многие древние отцы также отказывались от буквального прочтения первых книг Библии и в своих толкованиях делали акцент на аллегорическом толковании. Дело тут в том, что древние тексты во многом похожи на древнюю живопись, похожи они и на наши русские иконы письма преподобного Андрея Рублева и его учеников. Ни, скажем, египетский рисунок, ни традиционные иконы нельзя воспринимать как отображение физической реальности. И там, и там нарушены законы живописи. Об этом сказано очень много, есть прекрасные объяснения искусствоведов, полагаю, нет смысла их повторять. Но стоит сказать, что точность изображения далеко не всегда равна правдивости. Это утверждение справедливо и для текста книги Бытия. Справедливо оно и для истории про Ноя. Даже если признать за точную датировку жизни Ноя, совершенно невозможно представить ковчег, в который могли бы поместиться все животные. Несмотря на все попытки примирить историю Ноя с реальностью, вопросы остаются. Но если посмотреть на книгу Бытия как на икону, то становится очевидным: все, что в ней сказано, отображает не физическую, а духовную реальность. Ной — образ праведника, который всегда одинок. Человек вообще один перед лицом греха. Ведь даже Адам и Ева, несмотря на то что были вместе, подверглись разным искушениям. Каждый из них отвечал за самого себя. Так и Ной одинок перед натиском греха. Единственная его опора, как и опора каждого праведника, — Бог.

Притчи Соломона. Глава 9, стихи 12-18.

12 [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.] 13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 16 "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она: 17 "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен".
18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Господь всячески заботится о человеке. Одним из ярких свидетельств этой заботы является то, что Он дал человеку закон. Ядром этого закона являются заповеди, которые мы можем найти в библейских книгах как Ветхого, так и Нового Заветов. Заповеди эти очень неоднородны. Более трех тысяч лет назад на горе Синай пророк Моисей получил первые десять. Все мы приблизительно знаем их содержание. Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, почитай родителей, не лжесвидетельствуй, не возжелай того, что принадлежит твоему ближнему, ни его имущества, ни его жены и т.д. Отличительной чертой этого свода является их универсальность. К какой бы религии не принадлежал человек, в каком-бы обществе он не жил, если он хочет сохранить свое человеческое достоинство, ужиться с теми, кто его окружает, он будет стараться соблюдать этот кодекс. Иными словами, закон Моисея — это некий нравственный минимум, следование которому позволяет нам оставаться людьми.

Те заповеди, которые дал Христос в Своем Евангелии иного рода. Господь углубляет и восполняет то, что было даровано евреям и всему человечеству через Моисея. Не просто не убивай, но даже не гневайся, не просто не прелюбодействуй, но даже не смотри на женщину с вожделением, не просто не кради, но еще и отдай свое, не просто поступай с окружающими по закону, но постарайся полюбить их, даже если это твои враги. Иными словами, Христос дает заповеди, которые могут привести человека к совершенству.

Эти два кодекса нравственности, заповеди Моисея и заповеди Христа, — две крайние точки, между которыми может протекать нравственная жизнь человека. Выражаясь языком Соломона — это пространство, в котором человек двигается путем Премудрости Божией. В сегодняшнем весьма кратком чтении он объясняет нам, зачем это делать и кому это в итоге необходимо.

Бог есть полнота. Говоря простым языком, Он ни в чем не нуждается. Хорошие мы или плохие, добрые или злые, это никак не отразится на Его бытии. Следовательно, двигаться в фарватере библейской мудрости исключительно в наших интересах. Исполнять заповеди Бога необходимо для нашего же собственного блага и блага тех, кто нам дорог. Они есть ни что иное, как скрытый механизм, который находится в основании этого мироздания. Если мы его игнорируем, наша жизнь постепенно разрушается. Она начинает развиваться по такому алгоритму, который постепенно выдавливает нас на ее обочину. Ведь никто не выходит на улицу из окна десятого этажа? Все знают, что есть закон тяготения, разобьешься. То же и здесь. Поэтому и говорит Соломон: если ты мудрый, то в первую очередь для себя. Если ты буйный, то есть неразумный, не следуешь заповедям Творца, что же, также пеняй на себя. От себя самого и пострадаешь.

Именно к такому безумному прыжку с высоту, только в сфере духовной, человека подталкивает нежелание жить по заповедям. Вызывающее безрассудство предстает у Соломона в образе похотливой женщины, шумливой, вульгарной и невежественной. Она зазывает к себе и сулит всем проходящим мимо мгновенное исполнение их желаний. Ее надежда на скудоумных, которым хватает глупости откликнуться на ее приглашение. Сила ее искушения заключается в том, что она предлагает человеку запрещенные удовольствия. Ограничение провоцирует дремлющую мощь греха. Дети совершают дурные поступки именно потому, что они запрещены. Блаженный Августин, анализируя эту особенность искушения, рассказывает о том, как наворовал плодов с грушевого дерева. По его словам, он сделал это не из-за голода, так как большую часть груш выбросил, а ради наслаждения запретным. Подобное заканчивается печально. Грех завернут в глянцевую обертку, которая и манит человека. Точно так болотная топь, может выглядеть приветливой зеленой лужайкой, покрытой яркими цветочками. Но попробуйте заглянуть за все это, в самую ее глубину. И станет страшно. По словам Соломона, это жуткий, темный могильник, на дне которого обитель мертвых.

Постараемся же следовать путем Премудрости Божией. Здесь всякий может выбрать то, что ему по душе и по силам. Спокойую размеренную жизнь по закону общечеловеческой нравственности, подобную тому, какую проводили ветхозаветные праведники, или же высокий подвиг жертвенного отречения от себя, который поднимает человека до уровня бесплотных ангельских сил, что и показал нам Христос и святые Церкви. Каким бы путем мы ни пошли, это будет путь не к смерти, но к жизни с Богом уже здесь, а, следовательно, и после того, как мы покинем этот мир.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!