* Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Вторник третьей седмицы
Noahs_Ark

Эдвард Хикс. «Ноев Ковчег»

Книга пророка Исаии. Глава 9, стихи 9-21; Глава 10, стихи 1-4.

9 чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: 10 кирпичи пали - построим из тесаного камня; сикоморы вырублены - заменим их кедрами.
11 И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: 12 Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
13 Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.
14 И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: 15 старец и знатный,- это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.
16 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.
17 Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
18 Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.
19 Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.
20 И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: 21 Манассия - Ефрема, и Ефрем - Манассию, оба вместе - Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Глава 10

1 Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, 2 чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
3 И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?
4 Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Человек удивительное существо. Иногда, даже понимая, что путь тупиковый и произошла ошибка, он продолжает настаивать на своем выборе. Зачастую о том, что мы неправы нам подсказывает совесть, то время как в упорствовать мы можем по разным причинам, иногда по гордости, иногда будучи увлечены страстью, иногда подчиняясь обстоятельствам... Иногда мы ясно видим, что были бы счастливы на ином пути, но не находим в себе сил исправиться.

Израильский народ был избран Богом для того, чтобы быть свидетелем истинной веры, чтобы являть миру путь исполнения заповедей. Однако путь греха часто оказывался привлекательнее, а связи с соседями приводили не только к развитию торговли, но и к поклонению их богам, восприятию их привычек и норм жизни.

Иными словам, Израиль забывает Бога... но! Бог при этом не забывает его. Он любит его, но это не значит, что он терпит всякое его состояние. Когда мы видим, что дело наших рук, наших трудов и усилий рушится, мы тоже не отступаем так просто... И чем для нас нечто дороже, тем сильнее мы готовы за это бороться. Народ Божий — Его возлюбленное дитя, которое Он растит, ведет его к исполнению своей воли, к тому чтобы спасти через него все народы, но люди отступают от Него и над ними начинают сбываться пророчества. Бог попускает врагов на Израиля, которые будут есть его полным ртом.

Старейшины и знать уничтожены, лжепророки так же погибают... Но народ не хочет видеть, что его завели не туда...

Трижды в сегодняшнем чтении повторяется одна и та же фраза При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Рука Его простерта, и гнев Его на людях. Кажется, как это ужасно, как вообще Бог может гневаться? Он же есть любовь? Но посмотрим сначала на то, в чем Его гнев проявляется. И оказывается он в том, люди становятся чрезвычайно жестокими... Исаия говорит: «не пощадит человек брата своего». Что же это за гнев, если он проявляется в жизни самих людей? Неужели же Бог заставляет их быть жестокими по отношению друг ко другу? Нет. Гнев в том, что Он оставляет их, когда они сами не желают быть с ним. Он оставляет им их собственный выбор, их свободу... И вот уже роды или как их называет Писание колена израильские воюют друг с другом, но гнев Божий не прекращается и рука его еще простерта.

В чем же главный грех народа?

Можно подумать, что он в измене Богу... Но в чем эта измена проявляется? Может быть только в идолопоклонстве...? Нет. В нравственной жизни, в законодательстве... Бог гневается на тех, кто устраняет «бедных от правосудия и похищает права у малосильных из народа, на тех, кто «вдов делает добычею своею и грабит сирот».

Как бы удивляясь сильным Израиля Бог говорит: «И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?». Вопросы, конечно, риторические, потому что они окажутся бессильны.

Мы читаем сегодняшний текст и понимаем, что хотя он написан ни одну тысячу лет назад и обращен к другим людям, он самым непосредственным образом касается нас самих. Как когда-то от своего народа, Бог ждет от нас верности и праведности, потому что сотворил нас для вечности.

Бытие. Глава 7, стихи 1-5.

1 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;
2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
3 также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли,
4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
5 Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В библеистике существует группа методов изучения Священного Писания под общим названием «библейская критика». Это название несколько обманчиво: методы библейской критики не занимаются критикой в собственном смысле этого слова, их задача состоит в исследовании текста при помощи смежных наук, в первую очередь, при помощи истории, филологии и археологии. Сегодняшний отрывок из книги Бытия — это просто кладезь для библейской критики. Повествование о Ное и о потопе ставит перед исследователями массу самых разных вопросов. Например, такой: откуда Ной мог знать, какие животные являются чистыми, а какие нет? Внимательный читатель книги Бытия не может не заметить, что до этого момента в книге нет упоминания о разделении на чистое и нечистое. Об этом речь пойдёт значительно позже, в полной мере о разделении говорит книга Левит. Как объяснить попадание этого указания в текст? Мы знаем, что предание говорит о едином авторе первых пяти книг Ветхого Завета. Это пророк Моисей. Может, он ошибся? И по ошибке фрагмент позднейшего сюжета вставил в начало? Или, наоборот, он что-то упустил и о нечистоте ряда животных необходимо было сказать ранее? А может вообще весь рассказ имеет более позднее происхождение? А как ответить на вопрос откуда о нечистоте и чистоте знал Ной? Ведь именно вокруг этого параметра строится весь отрывок. В общем, вопросов может быть очень много. Безусловно, все подобные вопросы очевидны не только нам. О них размышляли и прославленные церковные писатели. Размышляли и давали самые разные ответы. Кто-то, например, епископ Виссарион (Нечаев) полагал, что Ною было дано особое откровение от Бога, которое не было зафиксировано в какой-либо книге. Роль же пророка Моисея владыка Виссарион видел лишь в позднейшем письменном утверждении того, что было известно задолго до него. Похожую мысль, но с иным акцентом высказывал и святитель Иоанн Златоуст, по его мнению, сама природа человека способна указать на то, что является чистым и что нечистым. Несмотря на то, что святитель Иоанн не продолжает свою мысль, можно рискнуть сделать это вместо него и сказать, что действие по природе для допотопного человечества было действием в соответствии с волей Бога, потому как Бог наш Творец и Им вложены нравственные законы, которые с лёгкостью можно проследить в любом человеке и в любой традиционной культуре. Различение чистых и нечистых животных — это лишь частный случай живущего в каждом человеке нравственного закона, который имеет тенденцию помрачаться из-за наших грехов. Собственно, в этом и состоит одна из важнейший опасностей соприкосновения с грехом: оно лишает нас нравственной чуткости, делает неспособными к различению добра и зла. Мы знаем, что потоп был последним массовым истреблением всего живого. Причина истребления высказана предельно чётко: «всякая плоть извратила путь свой на земле». Иными словами, люди окончательно перестали понимать, что есть добро и что есть зло. В дальнейшем Бог решил не повторять ничего подобного и был избран иной путь, тот, который описывает Моисей: базовый нравственный закон был зафиксирован и в том случае, если грех завёл человека в тупик, если человек перестал осознавать где правая сторона и где левая, где Бог, а где Его нет, то после Моисея у каждого есть возможность возобновить своё знание через чтение и исследование записанных на скрижалях заповедей.

Притчи Соломона. Глава 8, стихи 32-36. Глава 9, стихи 1-11.

32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть".

Глава 9

1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; 3 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: 4 "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: 5 "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".
7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.
8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; 11 потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В только что услышанном нами отрывке царь Соломон продолжает давать наставления относительно мудрой жизни. И сегодня он предлагает нам несколько тем для размышления.

Начинает он с небольшого введения, в котором утверждает, что именно тот, кто обладает Премудростью от Бога, слушает ее, старается следовать всем ее наставлениям обретает подлинное счастье и полноту жизни. И наоборот, тот, кто избегает общения с Премудростью, и тем более ненавидит ее, готовит себе в этой жизни скорби. Пусть этот человек имеет материальный достаток и пользуется всеми земными благами, они никак не смогут помочь ему заглушить ту внутреннюю тоску и уныние, от которых страдает его душа и которые в итоге заканчиваются одиночеством и смертью.

После этих слов Соломон говорит о том, что же именно Премудрость предлагает тем, кто ее ищет: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его». О каком доме идет речь? С одной стороны, под ним можно понимать пространство человеческой души, которое желает заполнить Бог. Семь столбов — символ семи добродетелей. Это такие качества как: целомудрие, терпение, умеренность, мужество, вера, надежда, и, наконец, любовь. Именно они постепенно зарождаются в душе человека, который следует советам Премудрости Божией. С другой стороны, по словам христианских толкователей, под этим домом можно понимать христианскую Церковь, где каждый человек имеет возможность приобщиться благодати Божией и в первую очередь через церковные таинства. Традиционно их также насчитывают семь. Крещение, Миропомазание, Елеосвящение, Венчание, Священство, Покаяние, и, наконец, Евхаристия, то есть таинство Причастия. Безусловно, число 7 символичное число. На библейском языке оно указывает на полноту. А потому и строго ограничивать им количество тех даров, которые получает человек от Бога не стоит. Общая мысль этого отрывка такова: Бог в ответ на желание человека идти Его путем, то есть путем Его Премудрости, освящает все аспекты человеческой жизни и его существа. Постепенно его жизнь уподобляется участию в незримой торжественной трапезе. На это и намекает Соломон, изображая богатый пир, который приготовила Премудрость своим гостям, где благоухающее мясо, разбавленное пряностями вино и радость общения. Интересно, что точно такую же метафору использует и Христос в Евангелии. Бог, как рачительный хозяин, приглашает всякого человека принять участие в этом празднике. По словам христианских богословов, этот пир Царства Божьего начинается уже здесь, на земле. Бог дал возможность вполне реально переживать Его радость в церковных Таинствах, центральное из которых, Таинство Евхаристии, так часто и называется «Божественная трапеза».

Увы, но не всякий способен принять в ней участие. Таких Соломон называет «кощунниками» и «нечестивыми». В отличии от простодушного невежественного грешника, эти грешат намеренно. Приглашение на этот чудесный праздник, то есть слова Евангелия, вызывают у них раздражение, сознательное противление и ненависть. Поэтому Соломон рекомендует оставлять их в покое, предоставить самим себе и суду Божию.

Вглядимся в себя. Как мы реагируем на подобные приглашения? Способны ли мы услышать правду о себе? Способны ли признать, что не вполне соответствует высокому званию не то, что христианина, а просто человека? Есть ли у нас силы хотя бы пожелать изменить свою жизнь? Если да, то это признак того, что мудрость зарождается в нашем сердце. Ведь только тот способен чему-то научиться, кто осознает, что ему чего-то не хватает. Именно такой готов развиваться, двигаться по пути познания Бога и его заповедей. Наградой за что и станет в итоге радость Божественной трапезы и вечной жизни.