. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует Библейские чтения. Понедельник третьей седмицы
448px-Noah_mosaic

Фрагмент мозаики к. XII — нач. XIII вв. Венеция

Книга пророка Исаии. Глава 8, стихи 13-22. Глава 9, стихи 1-7.

13 Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!
14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.
15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих".
17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него.
18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.
19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям,- тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?
20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.
21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.
22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.

ГЛАВА 9.

1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.
4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
6 Ибо Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира*.
7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Кого или чего сегодня мы боимся? Неустроенности жизни? Гнева руководителей? Козней недоброжелателей? Болезней? Войны?

Все это старо как мир. Все этого люди боялись тысячи лет назад. В том числе боялись и в Вавилонском царстве... Боялись те, к кому обращался Исаия.

Сегодняшнее чтение начинается с воодушевляющих слов о страхе. Жители Иудеи боялись, что цари Израильский и сирийский нападут на них. Однако пророк знает, что все они, боятся не Того, Кого стоит бояться на самом деле. Заговоры — это, конечно, подло и страшно... Но человек, который доверяет и покоряется только Богу может никого больше не бояться. И дело не в том, что Бог оказывается на стороне Иудеи, а не на стороне Израиля. Эти, некогда единые части царства Соломона, раздираемы противоречиями и враждой, и Бог в этих отношениях не за кого-то из них, а за мир и святость жизни. И поэтому Он есть одновременно и освящение и претыкание... Жизнь праведных освещается светом истины, но для тех, кто идет дорогой греха, Он будет камнем о который они споткнутся падут.

И хотя сказано это по конкретному поводу, истина этих слов распространяется на жизнь всякого человека. Бог, действительно, может стать опорой и твердыней веры, благодаря чему вся жизнь человека будет исполнена внутреннего света, веры и мира... Будет лишена страха. Но Он же может стать претыканием... Стать проблемой на пути того, кто движется к ложным целям и собрался потратить себя и свою на их достижение.

В отличие от грешников, пророк ведет себя как подлинный праведник. Он надеется на Бога, хотя Тот и сокрыл лицо Свое от дома Иакова. Он верит, что Бог откроется Ему и будет милостив. И что самое интересное — он и его дети готовы быть свидетелями этой верности Богу. В тот момент, когда многие поражены страхом, Исаия ищет Лица Божьего, то есть ищет встречи с Ним и познания Его воли. И снова, этот путь далеко не только для пророка, но для каждого из нас. Ведь боясь чего-либо, мы должны задуматься над тем, где во всей этой ситуации Бог? Как Он в ней участвует? И задумавшись понять, что Он рядом и бояться не стоит... Стоит доверять. Правда само доверие должно заключаться не в том, что Он сделает так, как удобно тебе, но в том, что он сделает как лучше.

Здесь действительно важно не поддаться на уговоры гадателей и им подобных... Зачем пытаться с их помощью понять волю Божию, если Он открыл ее в откровении и законе.

Конечно, люди которые отпали от Бога живут в угнетении и боли... они возмущаются и богохульствуют... И сверху и снизу их будет окружать мрак, но «не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел». Даже к тем, кто не выбрал Бога, Он придет потому, что сотворил их не на погибель. И по пророчеству «Народ живущий в тесноте и тени смертной увидит свет». Свет, который побеждает тьму греха, боли, отчуждения... Побеждает потому, что Сам Творец рождается как младенец. Он совершит чудеса, потому что в нем к нам пришел Бог крепкий и Отец Вечности, владыка вселенной, миру, которого нет предела.

Бытие. Глава 6, стихи 9-22.

9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
12 И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
13 И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].
17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
18 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
19 Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
20 Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского].
21 Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
22 И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Очень необычны и крайне любопытны слова, с которых начинается этот отрывок книги Бытия: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом». Вполне естественно после слов «вот житие» ожидать какого-то рассказа о жизни человека, о том, откуда он, кто его предки, где и при каких обстоятельствах он родился, какие важные события произошли в его жизни, что он успел сделать и так далее. Но здесь все иначе, житие Ноя даёт лишь информацию о том, что он был человек праведный и непорочный. И что он ходил пред Богом. Две эти краткие фразы заменяют собой всю ту сумму разносторонней информации, которую можно сказать о человеке. Очень интересный вывод из такого необычного начала делает святитель Иоанн Златоуст. Возможно, не вполне справедливо, но он разбивает фразу Священного Писания и останавливается на том, что «Ной был человек». В общем для всех нас имени святитель Иоанн видит похвалу Ною. Похвала же эта связана с тем, что «Ной был праведный и непорочный». То есть, по мысли златоустого святителя, Ной был единственным в своём роде, кого можно было назвать человеком. Все же остальные перестали быть людьми в силу крайней степени нравственного разложения. Да, звучит это довольно жёстко. Но если уйти от слова «человек» как обозначения биологического вида, то нельзя не согласиться, что быть человеком — это не только биологическая характеристика, увы, но у нас много примеров абсолютно бесчеловечного поведения тех, кто являются людьми. За примерами далеко ходить не надо, они есть у каждого перед глазами и их немало. Именно об этом говорит святитель Иоанн: человеку мало быть разумным, чтобы «быть человеком, надобно ещё быть добродетельным, убегать пороков, побеждать нечистые страсти, и исполнять заповеди Господни». Именно с этим и были немалые сложности у современников Ноя, которые через своё нечестие утратили право именоваться людьми. И, как следствие, утратили они и право на жизнь: «И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Моё, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли».

Притчи Соломона. Глава 8, стихи 1-21.

1 Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
2 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; 3 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: 4 "к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.
6 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; 7 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих; 8 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; 9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
10 Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; 11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13 Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
14 У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; 16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; 18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; 19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, 21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В том отрывке, который мы только что услышали, автор книги Притчей, премудрый царь Соломон, раскрывает перед нами свойства Премудрости Божией. Она представляется им в виде мудрой, добродетельной женщины, которая обращается к людям с предложением воспользоваться тем богатством, которым она располагает. Аудитория, к которой обращается Премудрость, весьма широка. Она не ограничивается ни возрастом, ни социальным статусом, ни даже национальностью. Премудрость открыта и доступна всем. Единственное условие, которое необходимо для того, чтобы воспользоваться ее дарами — страстное желание человека получить их. О каких же дарах идет речь?

Это не материальные ценности, это не свод хитроумных приемов, как добиться успеха в этой жизни и обойти всех конкурентов. Она предлагает человеку мудрость, то есть единственный путь, который в итоге приведет его к разумной и наполненной благодати жизни и поможет не заплутать на тех дорожках, которые ведут к позору, а в итоге и к смерти.

Библейская традиция постоянно напоминает нам, что подлинная мудрость не всегда тождественна развитому интеллекту и обладанием суммой знаний. Не случайно многие великие эрудиты были людьми глубоко несчастными. Именно поэтому как святые отцы говорили, что мудрость — знание вещей Божественных и человеческих, понимание их причин и тех целей, для которых они существуют. Настоящая мудрость всегда касается вопроса смысла жизни, назначения человека, а также каждого предмета и явления, которые его окружают. Какое место все это занимает в замысле Бога об этом мире. Иными словами, подлинная мудрость всегда религиозна. Знания научные, житейский опыт всего лишь помогают человеку ориентироваться в этом мире. Однако сами по себе они — лишь разрозненные пазлы мозаики. Лишь мудрость способна собирает их воедино, открыть человеку те незримые связи, которые между ними существуют.

Вот почему Соломон, когда вступал на престол, просил у Бога не богатств, ни долгой жизни, ни военного могущества. Он просил только мудрости. Ведь он прекрасно понимал, что будь она у него, все остальное — дело наживное. И даже, если он будет лишен всего этого, он не потеряет главного, самого себя, так как будет точно знать то, какое место занимает в этой жизни. Вот именно этот дар Господь и готов вручить каждому из нас через Свою Премудрость. Это возможность пройти свой путь так, как ты должен его пройти. Не это ли доставляет человеку подлинные спокойствие, душевный мир, сердечную тишину, то есть все то, что мы часто подразумеваем под словом счастье. Не этого ли желает каждый из нас?

Каждый из нас двигается своим собственным путем. Кто-то идет по этой жизни зигзагом, кто-то — по обочине, кто-то постоянно спотыкается и падаем в ямы. Лишь тот человек, кто наделен подлинной мудростью, идет путем, который христианские мыслители называют царским. Это путь середины, путь, который избегает всяких излишеств и крайностей, доставляющих нам тяжкие душевные, а порой и телесные скорби. Поступь такого человека уверена, его глаза четко различают цель, к которой он двигается. Дай же и нам, Господи, последовать этой дорогой. Ведь лишь она одна способна нас привести к такой долгожданной и желанной встречи с Тобой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!